Служба защиты прав потребителей

Новые подходы к организации контроля качества нефтегазового строительства. Регламент по управлению качеством в проекте Открытое акционерное общество «газпром»

Б.В. БУДЗУЛЯК, д.т.н., профессор, президент НП «СРО ОСГиНК» А.А. АПОСТОЛОВ, д.т.н., генеральный директор НП «СРО ОСГиНК» Н.Ф. СЕЛЕЗНЕВ, к.э.н., начальник отдела нормативно-технического регулирования НП «СРО ОСГиНК» Л.П. МОИСЕЕВ, ведущий специалист отдела нормативно-технического регулирования НП «СРО ОСГиНК»

Существующая нормативная документация регламентирует отдельные операции контроля, но не носит системного характера и имеет добровольное применение.

С целью обеспечения комплексного подхода, а также унификации требований к организации и системам контроля качества работ, выполняемых генподрядчиками и субподрядчиками при строительстве по заданию ОАО «Газпром», был разработан проект «Регламента по контролю качества строительства генподрядными организациями».

«Отсутствие системы управления рисками в нефтегазовых компаниях приводит к значительным экономическим, политическим, социальным, экологическим и геополитическим потерям, примеры последнего времени - авария на Саяно-Шушенской ГЭС и в Мексиканском заливе»1.

Все объекты нефтегазового комплекса относятся к категории особо опасных2. Минимизация рисков отказов на указанных объектах закладывается на стадии технического задания на проектирование, реализуется в процессе строительства и эксплуатации, то есть в конечном итоге зависит от организации системы контроля качества заказчика и генерального подрядчика на всех этапах жизненного цикла объекта.

Обеспечить правильность процесса контроля в этих условиях можно только при жесткой регламентации и формализации контроля качества строительных работ и услуг, их документарного оформления.

Организация строительного контроля генерального подрядчика представлена на схеме (см. рис. 1).

Контроль качества продукции и услуг в строительстве является составной частью системы управления рисками. Эффективность процесса напрямую зависит от результативности, своевременности, качества, профессионализма и компетентности проведения персоналом всех составляющих подпроцессов, обеспечение персонала необходимыми ресурсами.

Кроме того, с учетом специфики работы службы контроля качества (СКК) генерального подрядчика, эффективность ее деятельности напрямую зависит от административной независимости от производственного блока внутри компании. Такая независимость может быть обеспечена только путем подчинения службы первому лицу компании или его заместителю, который не курирует производственный блок.

Эффективность функционирования службы контроля качества невозможна при отсутствии в компании политики обеспечения качества, нивелирующей отрицательное влияние организационных факторов.

Положительным фактором деятельности СКК является сертификация системы менеджмента качества компании в одной из систем сертификации ISO 9000.

Следует только учитывать, что целью работы компании в сфере контроля качества работ является функционирование системы менеджмента, обеспечивающее реализацию политики в области качества компании, а не ее сертификация.

СКК генерального подрядчика должна иметь подразделение в центральном офисе, а также представителей, при необходимости - отделы, службы, во всех территориальных подразделениях. Генеральный подрядчик обязан закрепить локальными нормативными актами ответственных за строительным контролем на каждом объекте. Количество сотрудников изменяется в зависимости от объемов строительно-монтажных работ (СМР), а также структуры объекта (наземные сооружения или линейная часть трубопровода).

Руководитель и специалисты СКК должны соответствовать требованиям, установленным законодательством: быть аттестованными, иметь квалификационные удостоверения, опыт работы по обеспечению качества в нефтегазовом строительстве не менее 5 лет и соответствовать другим необходимым требованиям в зависимости от видов выполняемых работ, в том числе РД 03-19-20073, ПБ 03-273-994 и ПБ 03-440-025.

* С более полным изложением идей, представленных в данной публикации, можно ознакомиться в статье «Создание интегрированной системы контроля качества строительства - одно из решающих условий минимизации рисков нефтегазового комплекса», опубликованной в журнале «Трубопроводный транспорт» (теория и практика) № 3 (37) 2013. ISSN 1816-451Х. www.vniist.ru.
1 Управление рисками в нефтегазовом комплексе // Трубопроводный транспорт (теория и практика). 2011. № 6. С. 34-37.
2 Ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
3 РД от 29 января 2007 года № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 03-19-2007.
4 ПБ от 30 октября 1998 года № 03-273-99 «Об утверждении правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства». Постановление Госгортехнадзора России от 30 октября 1998 года № 63.
5 ПБ от 23 января 2002 года № 03-440-02 «Об утверждении правил аттестации персонала в области неразрушающего контроля». Постановление Госгортехнадзора России от 23 января 2002 года N2 3.

Функции и полномочия СКК должны подтверждаться локальными нормативными актами генподрядчика, регламентирующими его деятельность.

В деятельность СКК генподрядчика заложено противоречие: она должна контролировать работы, выполняемые сотрудниками своей компании, и одновременно контролировать работы, выполняемые субподрядчиками, предъявляя в обоих случаях одинаковые требования к качеству выполняемых работ Один из методов снятия этого противоречия, предлагаемый авторами, - организация системы инспекционного контроля.

Рассмотрим описание инспекционного контроля (инспекционных проверок) генподрядчика, предложенного в Регламенте.

Целью инспекционного контроля (инспекционной проверки) является контроль генподрядчика за деятельностью своих территориальных подразделений, выполняющих работы собственными силами, и субподрядчиков по обеспечению качества выполнения работ и деятельности служб контроля качества. Периодичность инспекционного контроля (инспекционной проверки) определяется локальными нормативными актами генподрядной организации, но не реже одного раза в полугодие. Генеральный подрядчик может проводить внеплановые инспекционные проверки.

В Регламенте впервые предложен интегральный способ описания процессов контроля, состоящий из схемы организации процессов контроля (рис. 2), которая представляет в наглядном виде процессы контроля, функции и их взаимосвязи. В отдельную таблицу сведены данные по ответственным, исполнителям и срокам проведения процессов контроля. В Регламенте также приведено описание процессов контроля с необходимыми ссылками на требования нормативной документации. Аналогичным образом описаны все основные виды контроля, производимые генеральным подрядчиком: входной контроль проектной документации; входной контроль конструкций, изделий, материалов и оборудования; операционный контроль; лабораторный контроль; геодезический контроль; приемочный контроль и др.

В необходимых случаях в Регламенте приведено расширенное описание операций (процессов) контроля, функций и взаимодействия участников, конкретизирующее требования к конкретным операциям, в том числе:

Анализ деятельности СКК по выявлению возникших несоответствий, причин их появления и подготовке предложений по предупреждающим действиям;

Система управления строительной продукцией, не соответствующей установленным требованиям;

Порядок работы с предписаниями, выданными органом государственного строительного надзора, корпоративного контроля (надзора), заказчиком, авторским надзором, СРО, а именно, получения и регистрации предписаний. Предложен порядок переноса сроков устранения замечаний по объективным причинам. Описан алгоритм работы с предписаниями: уведомление заказчика; устранение нарушений; уведомление органа, выдавшего пре дписание об устранении нарушений и несоответствий; регистрация не устраненных предписаний; документальное оформление приемки работ.

Процесс Сроки Ответственный Исполнитель
1. Г, СКК СКК, Тп, С
1а. в соответствии с локальными нормативными актами г СКК, Тп, С
2. до 5 дней г СКК, Тп, С
3. не более 1 месяца г СКК, Тп, С
4. до 5 дней г СКК

В Регламенте авторами предложена система оценки деятельности подрядчиков , которая иллюстрируется приведенной схемой (рис. 3). С целью оценки качества работы генподрядчик готовит исходные данные и представляет материалы заказчику для определения оценки его деятельности в соответствии с «Критериями оценки подрядных организаций, осуществляющих производство строительных работ на объектах капитального строительства». Периодичность представления данных для объектов с нормативным сроком строительства по проекту организации строительства (ПОС) составляет:

Менее года - в середине строительства;

Год и более - 1 раз в полугодие.
Генподрядчик после окончания строительства готовит исходные данные для обобщения и заполнения заказчиком «Анкеты удовлетворенности потребителя» .


Качество работ оценивается по объекту строительства в рамках договора. Оценки, полученные по результатам технического аудита, в обязательном порядке учитываются при оформлении «Анкеты удовлетворенности потребителя». В случае работы генподрядчика на нескольких объектах заказчика, оценка в целом выводится как среднее арифметическое значение показателей оценочных баллов по каждому договору.

Оценка деятельности генподрядчика осуществляется более чем по 140 показателям, из которых 30 связаны с экологическими требованиями.

В случае оценки «неудовлетворительно» заказчик вправе направить претензию генподрядчику либо обратиться в суд в соответствии с условиями договора.

Оценка качества работы субподрядчиков осуществляется на основе специально разработанных критериев. Указанные критерии должны являться обязательным приложением к договору подряда между генподрядчиком и субподрядчиком.

Оценка качества выполняемых субподрядчиками работ производится в соответствии с критериями оценки по балльной системе. Качество выполняемых субподрядчиком работ оценивается ежемесячно и признается «удовлетворительным» или «неудовлетворительным» в зависимости от полученной суммы оценочных баллов. Оценки деятельности субподрядчиков необходимо детализировать в зависимости от вида объектов, линейной части трубопроводов или наземных сооружений и выполняемых работ минимум по 6 показателям, в том числе в соответствии с «Рекомендациями по определению показателя качества (уровня брака) сварочных работ подрядных организаций, выполняющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт газопроводов ОАО «Газпром»6.

Отдельной главой описана система оценки удовлетворенности заказчика работой подрядчиков.

Генподрядчик обеспечивает планирование и проведение постоянного повышения качества СМР в целях более полного удовлетворения текущих и будущих потребностей потребителя (заказчика).

Мониторинг удовлетворенности заказчика проводится по определенным критериям для выяснения восприятия деятельности организации («Анкета удовлетворенности потребителя»).

Документирование и представление результатов анализа (выход процесса) производится по результатам года и по завершению выполнения договора.

На основании результатов анализа удовлетворенности заказчика определяются приоритеты для улучшения деятельности организации, в том числе в области контроля качества СМР. Генподрядчик определяет среднюю оценку удовлетворенности заказчиков по результатам опроса всех организаций, с которыми он работал в течение отчетного периода по каждому договору.

Общее заключение заказчика о работе генподрядчика, с указанием целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества компаний группы ОАО «Газпром» с указанной организацией, определяется по специально установленным критериям.

В случае, если генподрядчик одновременно выполнял работы по нескольким договорам у одного заказчика, расчет удовлетворенности заказчика производится как среднеарифметическое результатов оценки по указанным договорам.

Генподрядчик обязан предъявлять Общее заключение заказчика о его работе с указанием целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества с компаниями Группы ОАО «Газпром» в документации при участии в торгах. Это позволит объективно оценить претендентов по объективным критериям оценки деятельности, что среди прочих имеет четкую антикоррупционную направленность.

Выводы

1. Создание интегрированной системы управления качеством генподрядчика - один из главных этапов минимизации рисков строительства и эксплуатации построенных объектов.

2. Необходимо отметить, что разработчиками документа был применен новый «интегральный метод» описания процессов организации работ по контролю качества. Интегральный метод описания позволил показать взаимодействие исполнителей и участников процесса в ходе выполнения операций контроля качества с привязкой их по времени исполнения и документарному оформлению.

Таким образом удалось обеспечить:

а) описание ответственности участников процесса контроля качества: начиная с «верхнего уровня руководства» (ответственные) компании до непосредственных участников (исполнители), требования к ним и их компетенции;

б) описание конкретных операций, процессов и подпроцессов по контролю качества, которые необходимо осуществить персоналу;
в) описание документарного оформления результатов контроля во взаимосвязи с конечным результатом -оформлением исполнительной документации и промежуточными результатами как материала для анализа и разработки предупреждающих действий по недопущению несоответствий результатов деятельности требованиям проекта и научно-технической документации;

г) описание временных рамок (сроков) исполнения операций;

д) наглядность изложения сложной системы взаимодействия, доступной и для руководителей строительных организаций, и для «линейных» работников.

3. Постоянный мониторинг деятельности субподрядчиков, в соответствии с критериями оценки их деятельности, позволяет минимизировать риски отклонений и обеспечить выполнение требований проектной и нормативно-технической документации в пределах, определенных требованиями заказчика.

4. Оценка удовлетворенности потребителя (заказчика) строительной продукции и услуг - эффективный рычаг воздействия на генерального подрядчика.

5. Применение Регламента позволяет сочетать административные и экономические рычаги воздействия на подрядчиков и стимулировать их на соблюдение требований качества на всех этапах строительства.

6. Оценка деятельности генподрядчика осуществляется более чем по 140 показателям, из которых 30 показателей связаны с экологическими требованиями.

7. Документ станет учебным пособием и руководством в повседневной деятельности службы контроля качества и производителей работ, объясняя технологию проведения операций контроля, их взаимодействия, объемы проведения операций и их документарное оформление. Будет содействовать соблюдению охраны окружающей среды и экологических требований при строительстве.

8. Применение Регламента позволит улучшить качество СМР, сделать прозрачным взаимодействие всех участников процесса контроля качества в строительстве объектов нефтегазовой отрасли.

9. Регламент может быть использован зарубежными компаниями при организации контроля качества строительства на объектах нефтегазового комплекса, в том числе при организации бизнеса в России.

Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация Объединение строителей газового и нефтяного комплексов» (НП «СРО ОСГиНК») имеет порядка 480 членов, в том числе 92 дочерних общества ОАО «Газпром»; ОАО «Газпром нефть»; ОАО «Новатэк»; ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ»; ОАО «Стройтрансгаз»; ООО «Строй-газконсалтинг»; ОАО «Сварочно-монтажный трест».

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Отдел контроля качества, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].

1.2. Отдел подчиняется непосредственно техническому директору предприятия.

1.3. Отдел контроля качества возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению технического директора.

1.4. Начальник отдела контроля качества имеет [вписать нужное] заместителя(ей), его(их) обязанности определяются начальником отдела контроля качества.

1.5. Заместитель(и) и другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению начальника отдела контроля качества.

1.6. В своей деятельности отдел руководствуется:

Уставом предприятия;

Настоящим положением;

Законодательством Российской Федерации;

1.7. [Вписать нужное].

2. Структура

2.1. Структуру и штатную численность отдела утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия, по представлению технического директора и начальника отдела, а также по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].

2.2. Отдел контроля качества может иметь в своем составе структурные подразделения (бюро, группы, лаборатории, пр.).

Например: техническое бюро ОКК (сектор, группа); бюро (сектор, группа) контроля качества в цехах (БКК); лаборатория контроля внешней приемки; центральная измерительная лаборатория; лаборатория химического анализа.

2.3. Положения о подразделениях отдела (бюро, секторах, группах, лабораториях, пр.) утверждаются [наименование должности руководителя предприятия], а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется начальником отдела.

2.4. [Вписать нужное].

3. Задачи

Отдел контроля качества выполняет следующие задачи:

3.1. Обеспечение выпуска предприятием качественной и конкурентоспособной продукции.

3.2. Предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской документации.

3.3. Соблюдение условий поставки, комплектности продукции по договорам.

3.4. Укрепление производственной дисциплины, повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.

3.5. [Вписать нужное].

4. Функции

Для выполнения указанных задач на отдел контроля качества возлагаются следующие функции:

4.1. Проверка поступающих на предприятие материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) и подготовка заключений о соответствии их качества стандартам и техническим условиям.

4.2. Составление актов приемочного контроля по качеству материальных ресурсов.

4.3. Операционный контроль на всех стадиях производственного процесса.

4.4. Определение номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм точности измерений.

4.5. Проведение выборочного инспекционного контроля за качеством отдельных технологических операций (в том числе транспортировки), технологическим оборудованием и инструментом.

4.6. Контроль за:

Качеством, комплектностью, упаковкой, консервацией продукции;

Соответствием выпускаемой продукции стандартам, техническим условиям, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской документации;

Наличием товарного знака предприятия на готовой продукции;

Правильностью хранения в подразделениях предприятия и на складах материальных ресурсов и готовой продукции;

- [вписать нужное].

4.7. Оценка сортности продукции, выпускаемой предприятием.

4.8. Клеймение принятой и забракованной продукции.

4.9. Оформление в установленном порядке документации на принятую и забракованную продукцию.

4.10. Выявление причин несоответствия продукции требованиям нормативно-технической документации, определение возможности исправления брака и устранения дефектов, проведение мероприятий по их устранению.

4.11. Обеспечение изъятия из оборота продукции при невозможности (нецелесообразности) устранения дефектов и брака.

4.12. Проведение повторных проверок, понижение сортности продукции.

4.13. Анализ и технический учет брака продукции.

4.14. Организация двустороннего обмена информацией с потребителями о качестве товара.

4.15. Оформление результатов контрольных операций, ведение учета показателей качества продукции, брака и его причин, составление периодической отчетности о качестве продукции.

4.16. Оформление документов, удостоверяющих качество продукции.

4.17. Систематический контроль за состоянием контрольно-измерительных средств предприятия.

4.18. Своевременное проведение мероприятий, связанных с введением новых нормативов и стандартов.

4.19. Участие в испытаниях новых образцов продукции, разработка технической документации на эту продукцию. Подготовка продукции к аттестации и сертификации.

4.20. Участие в разработке разделов о качестве и комплектности в договорах на поставку продукции.

4.22. Разработка и представление руководству предприятия предложений по повышению качества выпускаемой продукции, а также по повышению требований к качеству потребляемых предприятием материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий).

4.23. [Вписать нужное].

5. Права

Отдел контроля качества имеет право:

5.1. Прекращать приемку и отгрузку продукции в случае:

Несоответствия ее качества стандартам, технической документации, утвержденным эталонам, образцам;

Несоответствия ее комплектности, установленной нормативно-технической документацией;

Отсутствия обязательной установленной технической документации;

- [вписать нужное].

О прекращении приемки (отгрузки) начальник отдела контроля качества в письменной форме ставит в известность технического директора.

Распоряжение начальника отдела контроля качества об отказе в пропуске продукции может быть отменено только на основании письменного приказа [наименование должности руководителя предприятия].

5.2. При выявлении несоответствия продукции стандартам на отдельных этапах производства вносить предложения руководству предприятия о приостановке процесса изготовления в соответствующих структурных подразделениях предприятия, а саму продукцию браковать.

5.3. Требовать от руководителей всех структурных подразделений:

Проведения мероприятий, направленных на повышение качества производимой продукции;

Предоставления необходимой для осуществления работы отдела информации;

- [вписать нужное].

5.4. В случае возникновения разногласий по качеству продукции принимать окончательное решение о приемке или забраковке продукции.

5.5. При разрешении споров о качестве продукции в суде выдавать экспертное заключение.

5.6. Начальник отдела контроля качества также вправе представлять:

Предложения о поощрениях отличившихся работников, о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих трудовую и производственную дисциплину;

Заключения о фактах порчи ценностей (при составлении документов для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли);

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

6. Взаимоотношения (служебные связи)**

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, отдел охраны окружающей среды взаимодействует:

6.1. С отделом стандартизации по вопросам:

Получения:

Стандартов;

Инструкций;

Технических условий;

Иной технической документации по определению качества продукции;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Предложений и замечаний по предоставленной документации;

Информации о нарушении стандартов и технических условий;

- [вписать нужное].

6.2. С отделом главного технолога по вопросам:

Получения:

Заключений о соответствии материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, др.) стандартам и техническим условиям;

Заключений о возможности применения материальных ресурсов в производстве;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, др.) на анализ его соответствия стандартам и техническим условиям;

- [вписать нужное].

6.3. С отделом главного конструктора по вопросам:

Получения:

Технической документации по проведению испытаний образцов продукции;

Технологических карт с нормами допусков в соответствии со стандартами и техническими условиями;

Описаний технологических процессов с указаниями требований к качеству;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Сведений об обнаруженных технологических недостатках и предложений по их устранению;

Предложений по повышению качества продукции;

Обобщенных сведений о качестве выпускаемой продукции и количестве брака;

Протоколов испытаний и исследований образцов продукции;

- [вписать нужное].

6.4. С отделом главного механика по вопросам:

Получения:

Планов проведения проверки и ремонта оборудования;

Средств контроля за качеством ремонта оборудования;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Предложений по улучшению качества продукции;

- [вписать нужное].

6.5. С отделом главного энергетика по вопросам:

Получения:

Графиков профилактических работ на электрооборудовании;

Комплектующих к электрооборудованию;

Помощи в ремонте электрооборудования;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Заявок на ремонт электрооборудования;

Заявок на комплектующие к электрооборудованию;

- [вписать нужное].

6.6. С инструментальным отделом по вопросам:

Получения:

Измерительного инструмента (в том числе собственного производства);

- [вписать нужное].

Предоставления:

Заявок на новый инструмент;

Актов списания неисправного измерительного инструмента;

- [вписать нужное].

6.7. С производственной лабораторией и ее подразделениями по вопросам:

Получения:

Актов с результатами испытаний;

Актов исследований образцов;

Заключений о соответствии материальных ресурсов, готовой продукции стандартам и техническим условиям;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Заданий на проведение испытаний, исследований (механическим, физическим или химическим способами);

- [вписать нужное].

6.8. С отделом материально-технического снабжения по вопросам:

Получения:

Сопроводительных документов поставщиков на поступающие на предприятие материальные ресурсы (сертификатов, деклараций о соответствии, паспортов и т. д.);

Копий договоров поставок, изменений к ним;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Актов приемки продукции по качеству и комплектности;

Актов отбраковки продукции;

- [вписать нужное].

6.9. С отделом сбыта по вопросам:

Получения:

Образцов упаковочных ярлыков;

Данных о возврате продукции потребителями;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Документов, подтверждающих качество продукции (деклараций, паспортов и т. д.);

Документов, сопровождающих продукцию и подлежащих передаче потребителям;

Разрешений на пломбирование ящиков, контейнеров, вагонов;

- [вписать нужное].

6.10. С главной бухгалтерией по вопросам:

Получения:

Сведений о результатах учета потерь от брака;

Сведений о взысканиях с виновных в браке;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Актов отбраковки продукции;

Заключений о виновности работников;

Расчетов издержек на устранение брака;

- [вписать нужное].

6.11. С отделом маркетинга по вопросам:

Получения:

Актов внешней приемки контрагентами;

Информации о несоответствии заявленного качества продукции в течение гарантийных сроков;

Представлений о постановке продукции по отдельным позициям номенклатуры на гарантийное обслуживание, а также о снятии с гарантийного обслуживания;

Данных отдела (бюро) послепродажного обслуживания о недостатках продукции, выявленных в процессе ее использования или эксплуатации;

Образцов продукции, выпускаемой предприятиями конкурентами для установления степени качества;

- [вписать нужное].

Предоставления:

Сведений о технологических изменениях продукции;

Сведений о мероприятиях по повышению качества продукции;

Результатов анализа качества образцов продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами;

- [вписать нужное].

6.12. С юридическим отделом по вопросам:

Получения:

Копий разделов договоров с поставщиками о качестве продукции;

Запросов о качестве выпускаемой продукции для претензионной и исковой работы;

- [вписать нужное].

Ответов на запросы юридического отдела;

- [вписать нужное].

6.13. С [наименование структурного подразделения] по вопросам:

Получения:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

Предоставления:

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

7. Ответственность

7.1. Ответственность за качество и своевременность выполнения отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела контроля качества.

7.2. На начальника отдела возлагается персональная ответственность за:

Соответствие законодательству издаваемых отделом инструкций и указаний по вопросам качества продукции;

Представление достоверной информации о качестве продукции;

Обеспечение руководства предприятия информацией о качестве выпускаемой продукции;

Своевременное и качественное исполнение распоряжений руководства предприятия по вопросам качества продукции;

Недопущение использования неисправных приборов контроля;

Недопущение применения устаревших нормативов и стандартов;

- [вписать нужное].

7.3. Ответственность работников отдела контроля качества устанавливается должностными инструкциями.

7.4. [Вписать нужное].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должностное лицо, с которым согласовывается положение]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Контроль качества – важная функция в управлении качеством на предприятии.
ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия» регламентирует качество продукции как совокупность свойств, которые обусловливают пригодность продукции удовлетворять конкретные потребности в соответствии с назначением. Каждый продукт обладает определенными свойствами, характеризующими качество. Общие критерии оценки качества устанавливаются в нормативной документации: технических регламентах, стандартах, технических условиях на конкретные виды продукции. Так, косметическая продукция должна производиться согласно требованиям ТР ТС 009/2011 и стандартами на определенный вид продукции, например, ГОСТ 31460-2012 «Кремы косметические». Кроме этого, каждому продукту присуще свои потребительские свойства.

Таким образом, понятие «качество» связано с удовлетворением ожиданий потребителей в отношении определенного продукта, а значит является важной составляющей конкурентоспособности продукта и залогом того, что продукт будет продаваться и в любой экономической ситуации завоюет большую аудиторию.

Что такое контроль качества?

В ряде источников даются следующие определения термина «контроль». В стандарте ISO 9000:2015 под контролем понимается определение соответствия заданным требованиям. Согласно ГОСТ 15467-79 под контролем качества подразумевается проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям. Эта деятельность реализуется с целью подтверждения того, что выпускаемая готовая продукция соответствует или не соответствует требованиям, которые установлены в нормативной документации.

Контроль качества, независимо от применяемых методов, предполагает, прежде всего, отделение соответствующей продукции от бракованной. Конечно, качество продукции за счет отбраковки не повысится, но, как правило, эффективная система контроля качества в большинстве случаев способствует своевременному предупреждению или снижению сбоев и ошибок в работе с последующим их исправлением с минимальными материальными затратами и потерями. Поэтому в процессе контроля особое внимание уделяется тщательному контролю производственных процессов и предупреждению брака.

Как правило, контроль на производстве подтверждает выполнение установленных (заданных) требований к процессам и продукции и включает:

Входной контроль закупаемых ресурсов (сырья, упаковочных материалов);

Контроль качества в процессе производства;

Контроль качества готовой продукции.

Контролю качества подвергаются:

Закупаемые сырье, материалы и другие ресурсы;

Производимые полупродукты и готовая продукция;

Наличие нормативных документов по проведению испытаний, включая отбор проб;

Наличие необходимых помещений, оборудования, расходных материалов.

Процедура контроля, как правило, регламентируется документами системы менеджмента и осуществляется с установленной периодичностью и сводится к измерению определенных показателей и их сравнению с эталонными. Обязательным требованием является отделение и изоляция несоответствующей продукции (брака) от остальной. Когда выявляются несоответствия, дальнейшее производство должно быть приостановлено, а возобновление возможно только после устранения причин появления несоответствия. Поэтому контроль не всегда проводится планово. Возможно проведение и внепланового (экстренного) контроля в условиях, когда на каком-либо этапе производства выявлена и зафиксирована угроза качеству или есть опасность нарушений. Например, в случае проблем с водоснабжением возможно увеличение количества лабораторных испытаний воды или контроль какого-либо дополнительного параметра качества воды.

Основную роль в организации процесса контроля играет распределение ответственности и полномочий. Необходимо, чтобы каждый сотрудник соответствовал требованиям к навыкам и опыту, и строго выполнял свои должностные обязанности. Здесь важным моментом является формирование идеологии неприемлемости и недопустимости брака, идеологии личной ответственности сотрудника, ответственного за выполнение работ и качество произведенной продукции. Уровень контроля, в первую очередь, зависит от квалификации персонала, его внимательности к процессу контроля и производства. Наиболее надежным способом минимизации несоответствий является организация обучения и аттестации персонала .

Таким образом, контроль качества основывается на ответственности каждого работника за производимые работы, что позволяет своевременно отслеживать качество выпускаемой продукции: своевременно приостанавливать выпуск брака, не передавая его на последующие стадии производства, своевременно проводить мероприятия по нормализации процесса выпуска продукции, удовлетворяющей установленным (заданным) требованиям. Но, тем не менее, приоритет необходимо отдавать предупреждению отклонений, а не выявлению и устранению брака.

Как правило, процесс контроля качества включает отбор образцов (проб) на определенных стадиях жизненного цикла продукта , проведение установленных испытаний, регистрацию результатов испытаний. Все зарегистрированные данные подвергаются анализу с целью получения информации о возможных сбоях в работе, которые могли привести к снижению качества, и хранятся установленное количество времени.

По результатам контроля может быть принятие одного из решений:

Признание продукции соответствующей установленным (заданным) требованиям;

Идентификация брака (несоответствующей продукции) и реализация действий по управлению такой продукцией ;

Переработка продукции с последующим переконтролем;

Внесение изменений в процессы.

Кроме регистрации, результат контроля может подтверждаться наглядно, где это целесообразно, например, маркировкой этикетками или бирками.

Важным в процессе контроля качества является и постоянное стремление к повышению качества путем привлечения новейших технологий. Наука движется вперед, появляются более высокие стандарты качества. Важно следить за появлением современного оборудования и новых методик испытаний.

Входной контроль

Чаще всего, предприятие не изготавливает само все необходимые материалы, из которых производит свою продукцию. Значительная их часть приобретается у других предприятий. С целью подтверждения соответствия закупаемой у поставщика продукции проводится входной контроль. Такая проверка позволяет выявить несоответствия и отклонения от нормы еще на стадии приемки и не допустить в производство несоответствующие исходные материалы, от которых напрямую зависит качество готового продукта.

Входной контроль, как правило, предполагает внешний осмотр (целостность упаковки, маркировка, количество) и проведение испытаний по определенным показателям качества и безопасности.

Входному контролю должна подвергаться каждая партия поступивших материалов, поэтому процесс является весьма трудоемким. Но за счет выстраивания взаимовыгодных отношений с поставщиками, когда устанавливаются критерии оценки и выбора поставщиков, когда поставщик проверен и «одобрен», возможно уменьшение объема входного контроля. Поэтому входной контроль часто рассматривают как один из элементов взаимоотношений с поставщиком.

Об эффективности входного контроля свидетельствует отсутствие или уменьшение случаев передачи в производство несоответствующих сырья и материалов. Несовершенство процесса входного контроля может принести убытки изготовителю, ведь отсутствие должного уровня качества поступающего сырья может привести не только к браку производимой продукции, но также и к задержкам по исполнению обязательств перед заказчиком (потребителем), к удорожанию производства за счет устранения брака.

Контроль в процессе производства

Контроль в процессе производства связан с прослеживанием качества непосредственно в ходе производства на определенных стадиях. При этом осуществляется отбор образцов (проб) и контроль их качества. Важно не передавать брак на последующие стадии производства с целью избежать незапланированных и избыточных затрат, связанных с переработкой или утилизацией такой продукции.

Контроль предполагает проверку продукции на соответствие эталонным образцам, включая параметры внешнего вида, правильность маркировки, а также проведение лабораторных испытаний по определенным показателям качества. Основной целью является своевременное выявление отклонений и, при необходимости, проведение корректировки технологических процессов для обеспечения соответствия качества производимой продукции. Поэтому управлять надо не только качеством самой продукции, но и процессами. Необходим контроль соблюдения требований технологических инструкций и стандартных операционных процедур (СОП) на всех стадиях производственного цикла, включая этапы хранения и транспортирования, на которых также возможна порча продукции.

Кроме этого, на производстве важно проведение микробиологического мониторинга производственного оборудования, помещений, поступающего в производственные помещения воздуха, контроль микробной контаминации рук и спецодежды персонала, проведение контроля технического состояния оборудования, контроля соблюдения техники безопасности и соблюдения порядка. Отметим, что порядок на рабочих местах способствует улучшению качества производимой продукции, увеличивает производительность. В то время как беспорядок ведет к небрежности и ошибкам в работе, увеличению отклонений от установленных требований.

Контроль готовой продукции

Цель контроля качества готовой продукции – установление соответствия готовой продукции нормативным требованиям и защита потребителей от непреднамеренного получения несоответствующей продукции. Этот вид контроля является результирующим этапом. Готовая продукция может быть реализована только тогда, когда ее качество будет отвечать установленным требованиям нормативной документации.

Контроль на производстве

Контроль качества – неотъемлемая часть производственных процессов, играющая важную роль как одна из функций управления предприятием. Известно, что лидирующего положения на рынке достигают предприятия, способные обеспечивать качество своей продукции. В ООО «КоролёвФарм» одним из принципов является ориентация на потребителя. Каждый сотрудник понимает, что предприятие функционирует за счет своих потребителей, и поэтому необходимо выпускать продукцию, соответствующую всем заданным требованиям, отличающуюся стабильностью качества. Контроль проводится на всех стадиях производственного цикла в рамках системы менеджмента . Полный спектр испытаний сырья, упаковочных материалов, полупродуктов, готовой продукции по физико-химическим и микробиологическим параметрам, а также микробиологический мониторинг производства проводится специалистами Аналитической лаборатории. Для обеспечения качества ООО «КоролёвФарм» ежегодно затрачивает средства, которые вкладывает в современное оборудование для осуществления контроля качества закупаемых исходных материалов и производимой готовой продукции, освоение современных методик контроля, а также повышение квалификации персонала.

Основная задача системы контроля качества – выявить этапы, на которых возможно возникновение проблем, и таким образом оптимизировать работу персонала, осуществляющего контроль качества: уделять внимание там, где оно нужно, и не выполнять лишней работы, где этого не требуется. Качество выпускаемой продукции компания считает одним из важнейших показателей своей деятельности.

Для разработки регламента по управлению качеством на проектах внедрения информационных систем необходимо определить список процедур регламента.

Одной из главных составляющих управления проектом является предотвращение потери ценности продукции или услуг за счет снижения их качества. Соответственно, компании, предоставляющие услуги по внедрению информационных систем, накапливают знания о возникающих проблемах и потерях на проектах внедрения и в дальнейшем пытаются предотвратить данные потери.

Причины появления потерь качества весьма разнообразны: нарушения технологии, несоответствующее качество ресурсов, человеческий фактор, несовершенство системы управления. Существенным является то обстоятельство, что все эти потери качества появляются при выполнении отдельных процессов и операций. В связи с этим современный менеджмент качества пришел к пониманию, что управлять нужно не качеством продукции или услуг, а качеством исполнения процессов. В частности, это обстоятельство нашло свое отражение в международных стандартах ISO 9000. Основываясь на данной теории, определим необходимые процедуры для управления качеством на проекте внедрения. Итак, сначала определим процессы, на которых возможны потери, и сами потери качества.

Таблица 3

Определение списка процедур для управления качеством

Этапы

Работы проекта

Возможные потери качества

Процедуры

Планирование проекта

Планирование проекта

Ошибки при определении трудоемкости разработок, распределении ресурсов, разработке бюджета

Процедура создания плана качества, создание программы обеспечения качества

Определение и описание решений по расхождениям

При анализе и документировании ключевых требований бизнеса и критериев их успешности возможно неверное понимание требований заказчика

Высокоуровневый анализ бизнес-процессов

Высокоуровневое описание интерфейсов

Детальный анализ отдельных бизнес-процессов

Документирование отдельных интерфейсов

Оценка рамок проекта

При ненадлежащем документировании рамок проекта

Детализированный анализ бизнес-процессов

При описании бизнес-процессов неверное понимание требований, при оценке покрываемости требований заказчика функциональностью системы могут быть упущены важные задачи

Процедура управления требованиями заказчика

Разработка и согласование функциональных требований

Разработанный документ может не отвечать предъявленным к нему требованиям

Процедура контроля документов проекта

Утверждение результатов анализа инфраструктуры

При согласовании и утверждении документов возможны проблемы из-за отсутствия лица, ответственного за эту работу, или порядка проведения данной работы

Процедура согласования и утверждения документов

Создание среды обучения

Разработка обучения для ключевых пользователей

Обучение ключевых пользователей

Проектирование

Создание спецификаций на проектирование

При внесении изменений на стадии разработки возможны возникновение проблем и несогласованность с изначально спроектированной системой

Процедура управления проблемами и изменениями

Создание технических спецификаций

При описании доработок системы могут быть не предусмотрены некоторые важные особенности процессов и функций

Процедура обеспечения качества в соответствии с планом

Определение методов интеграции и модификаций

Определение критериев тестирования

Определение дополнительных требований к обучению

Настройка конфигурации

Установка среды разработки

Установка среды тестирования

Разработка функциональных характеристик

При внесении изменений на стадии разработки

Процедура управления проблемами и изменениями. Процедура обеспечения качества в соответствии с планом

Тестирование параметров/функций

Процедура разработки тест-кейсов

Тестирование процессов

Ошибки при тестировании, ненадлежащие тест-кейсы

Процедура контроля качества результатов проекта

Общее тестирование

Ошибки при тестировании, ненадлежащие тест-кейсы

Процедура контроля качества результатов проекта

Создание технической и пользовательской документации

Создание ненадлежащих инструкций

Процедура контроля документов проекта

Настройка и внедрение

Настройка рабочей среды

Настройка конфигурации (для системного тестирования)

Настройка инфраструктуры, тестирование системы

Выполнение системного и пользовательского теста

Ошибки при тестировании, ненадлежащие тест-кейсы

Процедура контроля качества результатов проекта

Установка рабочей среды

Выполнение теста на запуск

Подготовка и проведение обучения для конечных пользователей

Эксплуатация и поддержка

Формирование документации

Создание ненадлежащих документов, проблемы при утверждении и согласовании акта приема-передачи системы

Процедура документирования.

Процедура утверждения акта приема-передачи системы

Дополнительное обучение

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!