Служба защиты прав потребителей

Дисциплина логистика снабжения и управление запасами в. Управление снабжением и запасами. Понятия снабжения и закупок

ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель обучения: приобретение теоретических знаний и практических навыков в сфере логистики закупок, управления запасами.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для достижения цели реализации программы.

Слушатель должен знать:

  • комплекс нормативно-технических актов в области функционирования склада, транспорта, проведения погрузочных работ;
  • организацию документооборота в логистической цепи;
  • организацию распределения продукции;
  • основные принципы организации закупок;
  • функции отдела снабжения и их взаимосвязь с работой других отделов организации;
  • основные принципы перемещения товаров через таможенную границу РФ;
  • анализ ABC, XYZ в системе управления запасами слушатель должен

Слушатель должен уметь:

  • выстраивать логистические цепи
  • рассчитывать бюджет закупки
  • планировать систему снабжения
  • проектировать склад на ограниченной территории.

Срок обучения - 72 часа.

Форма обучения - очно-заочная, без отрыва от работы; очно-заочная, с частичным отрывом от работы.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЛОГИСТИКА ЗАКУПОК. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ»

Раздел 1. Основы логистики

1.1. Определения основных понятий логистики

  • Введение. Определение понятий «логистика» и » поток»
  • Логистические операции. Логистические функции
  • Логистические системы. Цепи поставок.
  • Экономический эффект от использования логистики

1.2. Основы транспортной логистики

  • Сущность и задачи транспортной логистики.
  • Типовые процедуры в управлении транспортировкой
  • Основные задачи логистической оптимизации

1.3. Основы складской логистики

  • Общее понятие склада. Функции складов
  • Виды складов
  • Склад как звено логистической цепи
  • Задачи оптимизации в логистике складирования
  • Принципиальная разработка системы складирования
  • Планирование складских операций

1.4. Основы распределительной логистики

  • Основы распределения и сбытовой логистики
  • Логистические каналы распределения товаров
  • Структура логистических каналов распределения
Раздел 2. Планирование потребности в производственных и товарных запасах

2.1. Формирование логистических систем

  • Использование логистических посредников

2.2. Организация логистических каналов распределения

  • Доведение готовой продукции производителя дог конечного потребителя
  • Прогнозирование, расчет и анализ потребности конечного потребителя в условиях изменения экономической среды
Раздел 3. Бюджетирование закупок

3.1. Расчет и анализ экономически выгодного размера запаса

  • Расчет капитальных затрат
  • Расчет эксплуатационных затрат
  • Расчет доходов
Раздел 4. Разработка и оптимизация системы снабжения

4.1. Место и роль отдела снабжения в деятельности организации

  • Оптимальный подход при заключении сделки: договора поставки (контракта купли-продажи)

4.2. Функции отдела снабжения и их взаимосвязь с работой других отделов организации

  • Риски при поставке материально-производственных запасов: пути и способы их снижения
  • Оптимальные формы расчетов в договоре поставки
Раздел 5. Определение оптимального объема партии, закупаемой для пополнения запаса

5.1. Сбор и обработка статистической информации для составления плана закупок

  • Составление плана закупок и его корректировка в условиях изменения экономической среды и потребности конечного потребителя

5.2. Определение оптимального объема закупаемой партии для пополнения товарного запаса

  • Оптимизация товарных запасов на товарных складах в логистических системах
Раздел 6. Организация таможенного оформления и контроля товаров в логистической цепи

6.1. Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу РФ

  • Таможенный контроль
  • Платежи, взимаемые таможенными органами
  • Конвенция МДП 1975 г

6.2. Деятельность в области таможенного дела

  • брокеры / представители
  • таможенные перевозчики
  • владельцы СВХ
  • владельцы ТС
Раздел 7. Анализ товарных потоков и расчет размерности склада

7.1. Разработка вариантов технологии в соответствии со спецификой товарного потока

  • Этапность создания (реконструкции) склада.
  • Прогноз потребности в размерах склада.
  • Методология проектирования. Процедура разработки «гипотез». Типы базовых гипотез.

7.2. Расчет количества агрегатов обслуживания, доков и размерностей технологических зон

  • Расчет количества стеллажного оборудования
  • Расчет количества агрегатов обслуживания (персонала, подъемно­-транспортного оборудования)
  • Расчет количества доков и размерностей технологических зон склада
Раздел 8. Проведение инвентаризации

8.1. Виды инвентаризации

  • Порядок проведения инвентаризации
  • Участники проведения инвентаризации
  • Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения инвентаризации
  • Оформление результатов проведения инвентаризации
Раздел 9. Управление запасами

9.1. Расчет складских запасов

  • Формирование гарантийного запаса
  • Расчет буферного запаса
  • Создание страховых запасов

9.2. Расчет текущих запасов

  • Способы расчета текущих запасов: стохастический, детерминированный
  • Причины, влияющие на величину текущих запасов.

9.3. Анализ ABC, XYZ в системе управления запасами

  • Показатели эффективности системы закупок
  • Расчет приведенной цены закупаемых запасов
Раздел 10. Документооборот по учету запасов

10.1. Первичные документы

  • Обязательные реквизиты в первичных документах
  • Виды ошибок и способы их исправления при учете ТМЦ
  • Унифицированные формы первичной учетной документации по учету материалов
  • Доверенность (формы № М-2 и № М-2а)
  • Журнал «Учет выданных доверенностей»
  • Приходный ордер (форма № М-4)
  • Акт о приемке материалов (форма № М-7)
  • Лимитно-заборная карта (форма № М-8)
  • Требование - накладная (форма №М-11)
  • Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15)
  • Карточка учета материалов (форма № М-17)
  • Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35)

Образование материальных запасов является необходимым условием эффективного функционирования логистики снабжения. Они помогают решить проблему соотношения величины дополнительных затрат и оптимального размера заготовленного впрок. Но необходимо учитывать закон меры - правильно определять объём запасов: излишек запасов сырья и материалов увеличивает затраты на их хранение, что может привести к снижению рентабельности предприятия, а недостаток - создаёт угрозу срыва производственной программы предприятия.

Изучением закономерностей образования и расходования запасов, выработкой рекомендаций по их оптимизации занимается специальный раздел науки логистики - теория запасов.

В логистике снабжения запасы изучаются в контексте жизненного цикла товара и полного логистического цикла материального потока. Объектом управления здесь являются не сами товарные запасы, а параметры входного потока, интенсивность и интервал между поставками.

Закупка сырья, материалов и готовой продукции представляет собой функцию обслуживания процессов потребления, без осуществления которой невозможна нормальная деятельность любой организации. Иными словами, снабжение призвано гарантировать бесперебойное обеспечение процесса производства товаров или услуг сырьем, материалами или готовой продукцией соответствующего качества, в необходимом количестве и с наименьшими затратами.

Снабжение обеспечивает входной поток в производственную систему и поэтому от того, как этот процесс реализуется, зависит выполнение (реализация) всех преобразующих процессов в системе. Процесс снабжения имеет как прямое, так и косвенное влияние на достижение целей организации.

Прямой вклад - это, например, экономия на закупках за счет более выгодных цен или снижение затрат на осуществление процессов снабжения вследствие более эффективного управления.

Косвенный вклад выражается в том, что осуществление процессов снабжения с более высоким качеством проявится в повышении эффективности (снижении издержек, повышении производительности труда, повышении степени удовлетворенности клиентов) основных производственных и обслуживающих процессов. Важное значение снабжения состоит и в том, что оно является источником информации для других подразделений (как известно, в сфере материально-технического снабжения сосредоточивается 65% информации о состоянии экономики). Здесь концентрируется информация о ценах, наличии товаров, появлении новых товаров и их поставщиках, новых технологиях и методах управления и организации производства и т. д. Отделы снабжения представительствуют от имени организации, а значит, влияют на формирование ее имиджа. В целом все это оказывает существенное влияние на конкурентоспособность организации. Отметим также значительное влияние снабжения на формирование стратегии организации.

Глобальная, или общая, цель логистики снабжения - обеспечение процессов потребления сырьем, материальными и товарными соответствующего качества и необходимом объеме, в нужное время и в нужном месте от надежного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по выгодной цене.

Цель логистических операций конкретной фирмы должна формулироваться на основе общей цели логистики снабжения, но в рамках корпоративной и логистической стратегии фирмы.

Подцелями общей цели логистики снабжения являются:

  • - бесперебойное обеспечение процесса потреблением сырьем, материалами и готовой продукцией;
  • - повышение качества закупаемых сырья, материалов и готовой продукции;
  • - повышение качества процесса снабжения;
  • - поиск и развитие долгосрочных связей с компетентными и надежными поставщиками;
  • - повышение уровня стандартизации закупаемых товарно-материальных ценностей;
  • - снижение общих издержек на процесс снабжения;
  • - снижение административных расходов службы снабжения;
  • - развитие координации, интеграции и гармонизации отношений с другими подразделениями фирмы;
  • - повышение конкурентно способности фирмы.

Решение вопроса «производить или покупать» является в ряде случаев ключевым для сохранения имиджа и конкурентоспособности организации, так как носит стратегический характер.

Традиционно такое решение принималось на основе сопоставления затрат на закупку и на производство собственными силами (например, комплектующих) и чаще решение принималось в пользу собственного производства, что означало расширение производственной базы.

Последние годы ввиду повышения требований к гибкости и конкурентоспособности организаций решение вопроса «производить ил покупать» все чаще решается в пользу поиска внешнего поставщика.

Это связано с тем, что высокий уровень конкуренции вынуждает организации сосредоточивать усилия на предпочтительных видах деятельности, с тем, чтобы добиваться большей компетентности, и в большей мере пользоваться услугами со стороны.

Тенденция приводит к значительному расширению сферы закупок, что существенно повышает роль снабжения в деятельности организаций.

При решении вопроса «производить или покупать» возможны два подхода:

  • 1) по этому поводу в организации выработана общая политика;
  • 2) в каждой конкретной ситуации принимается отдельное решение. Тенденция поиска внешнего поставщика особенно широко распространилась в сфере услуг (консалтинг, юридические услуги, обучение, компьютерное обслуживание, аудит, бухгалтерский учет и др.), что привело к появлению нового вида закупок - закупки услуг.

Основной целью управления логистикой снабжения является своевременное, надежное и качественное обеспечение обслуживаемых процессов потребления с минимальными общими затратами.

Логистический менеджмент снабжения предполагает координацию, контроль взаимодействия функциональных подразделений организации, потребляющих и обслуживающих входной материальный поток (наиболее важными являются производственные и финансовые подразделения) с целью сокращения общих издержек, связанных со снабжением.

Состав функций логистического менеджмента снабжения, их приоритетность определяются выбранной логистической стратегией и микро логистической концепцией, которая используется в организации.

Так как издержки на осуществление закупок зависят от большого числа факторов и ограничений, то решение основной задачи логистического менеджмента - сокращение общих издержек на закупки при обеспечении заданного качества и количества материальных ресурсов, выполнении временных условий -- носит оптимизационный характер.

В целом управление логистикой снабжения призвано реализовать стратегию закупок, которая вырабатывается исходя из анализа рынка поставщиков, используемой микрологистической концепции, общей логистической и корпоративной стратегии.

Логистическое управление снабжением должно использовать новые прогрессивные методы и компьютерные информационные технологии, что позволит снизить затраты на управление снабжением - одну из основных составляющих общих затрат на обеспечение организации материальными ресурсами. логистика снабжение запас результативность

Одним из подходов, позволяющих значительно повысить эффективность управления снабжением, является управление по процессам и использование команд.

1 Теоретические основы управления запасами в транспортной логистике ……………………………8 1.1 Принципы и особенности управления запасами в транспортной логистике ………………………8 1.2 Модели управления запасами в транспортной логистике …14 1.3 Склады в транспортной логистике ………28 2 Анализ системы управления запасами на предприятии ОАО «АМЕКС» …………35 2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «АМЕКС» ………………………………………35 2.2 Анализ системы управления запасами на предприятии ОАО «АМЕКС» 45 2.3 Анализ системы складирования на предприятии «ОАО АМЕКС» …………………50 3 Рекомендации по усовершенствованию системы управления запасами на предприятии «ОАО АМЕКС» …….57 3.1 Рекомендации по построения центра логистики для усовершенствования системы управления запасами и складирования на предприятии ООО «АМЕКС» …………………………57 3.2 Рекомендации по применению моделей управления запасами для усовершенствования системы управления запасами и складирования на предприятии ООО «АМЕКС» …………62 3.3 Рекомендации по применению информационных технологий для усовершенствования системы управления запасами и складирования на предприятии ООО «АМЕКС» …………74 Заключение ………80 Список использованной литературы …84 Приложения ………………………………………………. 86

Введение

На уровне предприятий запасы относятся к числу объектов, которые требуют больших капиталовложений, и потому являются одним из факторов, определяющих политику предприятия и влияющую на уровень развития предприятия в целом. К сожалению, следует отметить тот факт, что логистика является относительно новой наукой и большое число предприятий не уделяют ей надлежащего внимания, постоянно недооценивают свои потребности в запасах, модели и методы логистики применяют не основываясь на научных достижениях, а интуитивно. Результатом такого отношения к логистике есть то, что организации сталкиваются с большими капиталовложениями в запасы, зачастую необоснованные. Таким образом, управление запасами - это функциональная деятельность, целью которой является довести общую сумму ежегодных затрат на содержание запасов к минимуму при условии удовлетворительного обслуживания клиентов. Грамотное применение методов и моделей управления запасами в транспортной логистике оптово-розничного предприятия торговки приводит к повышению эффективности функционирования предприятия за счет освобождения оборотных средств, уменьшения стоимости торговых площадей, обеспечения оптимальной (рациональной) маршрутизации материальных потоков. Формирование высокого уровня торгового обслуживания покупателей в условиях высококонкурентной среды реализовывается с помощью удовлетворения всех основных требований покупателей относительно уровня обслуживания, суть которых с учетом специфики конкретного сегмента потребительского рынка сводится к тому, чтобы с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговом предприятии необходимые товары. Наличие соответствующей товарной массы в предприятиях торговли обеспечивается выполнением комплекса логистических операций перемещения соответствующих товарных ресурсов в пространстве и времени и соответствующими переходами прав собственности и рисков. Осуществление предприятием торговли такого комплекса логистических операций фактически означает зачисление субъекта хозяйствования к категории провайдеров логистики. Это требует глубокого теоретического обобщения особенностей логистической деятельности торговых предприятий и создание соответствующего инструментария исследования и решения проблем практической организации логистики и управление ею с учетом специфики предприятий оптовой и розничной торговли товарами потребительского назначения. Вопрос теории и практики логистики является одной из наиболее актуальных тем исследования многих ученых, известнейшими среди которых есть Д.Дж. Бауерсокс, Д. Вордлоу, Д. Вуд, Дж. Джонсон, Д.Дж.Клос, П.Р.Мерфи-мл., М.Р.Линдерс, Х.Е.Фирон, Д.Р.Сток, Д.М.Ламберт, Б.В.Аникин, А.М.Гаджнский, Л.Б.Миротин, Ю.М.Неруш, В.И. Сергеев. Тем не менее, к сожалению, в отечественной экономической литературе проблемы формирования систем логистики и формирование соответствующих цепей снабжений рассматриваются преимущественно в контексте организации и управление логистикой с позиций производителей промышленной продукции технического назначения. Специальные исследования отдельных ученых относительно формирования логистических цепей при участии торговых предприятий сосредотачиваются лишь на рассмотрении некоторых аспектов организации логистики, например – управление запасами товаров, организация информационного обеспечения деятельности предприятий, управление инновационными изменениями экономического механизма функционирования торговых предприятий и т.п. Следовательно, тема дипломной работы, направленной на усовершенствование системы управления запасами в оптово-розничном предприятии торговли является актуальной. Объектом исследования дипломной работы является процесс управления запасами в транспортной логистике. Предметом исследования является система управления запасами оптово-розничного предприятия торговли ООО "Амекс". Целью выполнения дипломной работы является усовершенствование системы управления запасами в ООО "Амекс". Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо сформулировать и решить взаимосвязанную совокупность частичных задач: - провести анализ принципов и особенностей управления запасами в транспортной логистике; - рассмотреть модели и методы управления запасами в транспортной логистике; - показать роль складов и организации складского хозяйства в транспортной логистике; - провести всесторонний анализ предмета исследования и вскрыть противоречия и недостатки, подлежащие устранению; - сформулировать рекомендации по усовершенствованию системы управления запасами в транспортной логистике на примере ООО "Амекс". Практическое значение полученных результатов заключается в возможности их непосредственного использования в ходе усовершенствования системы управления запасами в транспортной логистике. Дипломная работа состоит из трех разделов, ____ стр., 13 рис., 16 табл., 18 литературных источников на 2 стр.

Заключение

Логистика - довольно новое для нас понятие, хотя зарубежные авторы публикаций по логистике подчеркивают ее самостоятельный характер, в том числе и от маркетинга. Конкурентоспособность фирм и предприятий в большой мерой зависит от качества логистического обслуживания. Особенно, если они применяют современные методы движения товаров, которые освобождают значительную часть оборотных средств, путем синхронизации работы производственных подразделений фирм и логистических структур, надежность снабжений, скорость отгрузки и перевозка, соответствующую партионность отправлений грузов. Следует отметить, что отличительной чертой логистики и системы управления запасов является широкое применение средств информатики и коммуникаций. Они разрешают на высоком уровне контролировать все основные и вспомогательные процессы сферы распределения. Автоматическая система контроля четко отслеживает такие показатели как наличие полуфабрикатов и выпуск готовой продукции, объем снабжения материалов и комплектующих, степень выполнения заказов, продвижение товаров от производителя до потребителя и другими. Важную роль сыграет и компьютеризация операций, связанных с оформлением заказов, скорость и точность которых влияет на частицу баланса фирм, который отображает движение наличного средства, и как результат влияющего на оборот капитала предприятия в целом. В работе рассмотрены вопросы управления запасами в транспортной логистике. Основными мотивами, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы, являются: - вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности, входящего мате¬риального потока.); - возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходящего потока); - сезонные колебания производства некоторых видов товаров: - скидки за покупку крупной партии товаров; - спекуляция (цена на некоторые товары может резко возрасти); - издержки, связанные с оформлением заказа; - возможность равномерного осуществления операций по про-изводству и распределению; - возможность немедленного обслуживания покупателей; - сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия комплектующих запасных частей; - упрощение процесса управления производством. Наличие товарно-материальных запасов всегда считалось фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование, и являлось своего рода страховкой. Существуют три основных вида товарно-материальных запасов: сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо); товары, находящиеся на стадии изготовления; готовая продукция. В зависимости от их целевого назначения их подразделяют на следующие категории: - технологические (переходные) запасы, движущиеся из одно части логистической системы в другую; - текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров; - резервные (страховые или «буферные»), иногда их называют «запасами для компенсации случайных колебаний спроса» (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию). В работе рассмотрено предприятие оптово-розничной торговли «Амекс» и проанализирована система управления запасом, характерная для данного предприятия. Сущность систем управления запасами. На сегодняшний день на предприятии функционирует система с фиксированным размером заказа. Это классическая система, в которой размер заказа на пополнение запаса является постоянной величиной. Заказ на снабжение продукции осуществляется при условии уменьшения имеющегося на составах логистической системы запаса к установленному минимальному критическому уровню, который называют точкой заказа. В процессе функционирования этой технологической системы интервалы снабжения могут быть разными в зависимости от интенсивности затрат (потребление) материальных ресурсов в логистической системе. Регулирующими параметрами этой системы есть размер заказа и точка заказа. При условии достижения запасом нижней критической границы и организации дежурного заказа на снабжение необходимых материальных ресурсов уровень запаса на момент организации заказа должны быть достаточным для бесперебойной работы в период логистического цикла. При этом страховой запас должен остаться неприкосновенным. Система с фиксированным размером заказа иногда еще называется двухбункерной, поскольку в таком случае предполагается, что запас сохраняется будто в двух бункерах. Из первого бункера материальные ресурсы тратятся с момента поступления очередной партии к моменту подачи заказа, а из второго бункера - в период между подачей заказа и его выполнением, т.е. к моменту снабжения. Преимущество: предусматривает защиту предприятия от образования дефицита материальных ресурсов. Недостатки системы с фиксированным размером заказа: 1) предусматривает беспрерывный учет остатков материальных ресурсов на складах логистической системы с тем, чтобы не пропустить момент достижения точки заказа; 2) при наличии широкой номенклатуры материалов (или ассортиментов - для торгового предприятия) необходимым условием применения этой системы есть использования технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов. Для предприятия «Амекс» необходимо разработать систему управления с заданной периодичность заказа. Система с заданной периодичностью пополнения запасов к установленному уровню. В этой системе входным параметром является период времени между заказами. Чтобы предотвратить завышение объемов запасов, которые находятся на составе, или их дефицита, заказы подаются не только в установленные моменты времени, но и при условии достижения запасом предельного уровня. Рассмотренная система содержит элемент системы с фиксированным интервалом времени между заказами (установленную периодичность заказа) и элемент системы с фиксированным размером заказа (отслеживание предельного уровня запасов, т.е. точки заказа). Таким образом, уровень материального запаса регулируется как сверху, так и снизу. В том случае, когда размер запаса снижается к минимальному уровню прежде наступления срока подачи дежурного заказа, то делается внеочередной заказ. В другое время эта система функционирует как система с фиксированной периодичностью заказа. Для построения такой системы управления запасами предложено создать центр логистисческого управления предприятием и в работе предложена его структура, а также внедрить современные информационные технологии для управления запасами.

Список литературы

1. Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007. – 432 с. 2. Бауэрсокс Д. Д. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. / Д. Л. Бауэрсокс, Д. Д. Клосс – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. – 640 с. 3. Джонсон Дж. Современная логистика, 7-е издание: Пер. с англ. / Дж. Джонсон, Д. Ф. Вуд, Д. Л. Вордлоу, П. Р. Мерфи – М.: Изд. Дом «Вільямс», 2002. – 624 с. 4. Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерлигова А. Н. Логистика: Учебник / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова; под ред. В. И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с. – (Полный курс МВА). 5. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы): Учебник для транспортных вузов. / Под общ. ред. Л. Б. Миротина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – 448 с. 6. Логистика: Учебн. пособие / Под ред. Б. А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 368 с. 7. Миротин Л. Б., Тышбаев Ы. Э., Касенков А. Г. Логистика: обслуживание потребителей: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 190 с. 8. Миротин Л. Б., Чубуков А. Б., Ташбаев Ы. Э. Логистическое администрирование: Учебное пособие / Л. Б. Миротин, А. Б. Чубуков, Ы. Э. Ташбаев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 480 с. 9. Скворонек Чеслав, Сариуш-Вольский Здислав. Логистика на предприятии: Пер. с польск. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с. 10. Степанов В. И. Логистика: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 488 с. 11. Карлин С. Математические методы в теории игр, программировании и экономике. -М.: Мир, 1964. 12. Информационные потоки в логистике. Режим доступа http://www.startlogistic.ru/it/stream/ 13. Хемди А.Таха Введение в исследование операций / Х.Таха. – М.: Вильямс, 2007 – 912 с. 14. Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков / В.В. Дыбская. – М.: Альфа-Пресс, 2005 – 208 с. 15. Громов Ю. Ю. Моделирование и управление сложными транспортными системами: Монография. / Ю. Ю. Громов, А. П. Денисов, В. Г. Матвейкин. - М.: Машиностроение, 2002. - 291 с. 16. Вагнер Г. Основы исследования операций. Т.1.: Пер. с англ. / Г. Вагнер. – М.: Мир, 1972. – 335 с. 17. Маликов О.Б. Деловая логистика / О.Б. Маликов. – Спб.: Политехника, 2003 – 223 с. 18. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов./ под общей редакцией Л.Б.Миротина. – М.:Издательство «Экзамен», 2003. – 512с. 19. Лукинский В.С. Модели и методы теории логистики. 2-е издание. Издательство: Питер: 2008, 448 С.

Логистика снабжения

5.1. Сущность логистики снабжения

Логистика снабжения – это функциональная область логистики, связанная с планированием, заказом и поставкой сырья, полуфабрикатов и комплектующих для производственного предприятия.

Цель логистики снабжения – удовлетворение потребностей производства с максимально возможной экономической эффективностью.

Достижению этой цели способствует решение следующих основных задач:

– разработка плана снабжения производственного предприятия;

– выдерживание обоснованных сроков поставки сырья и комплектующих;

– обеспечение точного соответствия между количеством единиц сырья и потребностями в них;

– соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий;

– анализ существующей системы снабжения.

В специальной литературе и в практике коммерческой деятельности термин «снабжение» часто отождествляют с термином «закупка». В общем смысле термин «закупка» характеризует процесс покупки, то есть осознание необходимости приобретения, переговоры о цене, а также прочие условия, связанные с доставкой и оплатой товара.

Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Это комплексная функция, включающая в себя различные типы приобретений (закупка, аренда, лизинг, выполнение работ по контракту), а также связанные с этим операции, то есть выбор поставщиков, проведение переговоров по согласованию условий сделки, согласование условий поставки, мониторинг показателей работы поставщиков, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков. Как правило, служба снабжения самостоятельно не осуществляет перемещение материалов, а организует его.

С организационной точки зрения, отделы снабжения создаются на производственных предприятиях, так как осуществляется внутреннее потребление и трансформация входящего материального потока, а отделы закупок создаются на торговых предприятиях, где осуществляется перепродажа товаров.

Использование логистики в снабжении позволяет реагировать на изменения в продажах готовой продукции, изменять ассортимент производимых товаров по пожеланиям потребителей и управлять материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и полуфабрикатами.

В снабжении прибыль не создается, но формируется экономия капитала и снижаются затраты за счет совершенствования управления входящим материальным потоком и части внутреннего материального потока. Решающее значение имеет приобретение материалов по разумным ценам, сокращение расходов на осуществление закупок, доставку, хранение и формирование оптимальных производственных запасов.

Для осуществления функции обеспечения производства сырьем и материалами на предприятии создается служба снабжения. Работники службы снабжения выполняют следующие функции: выбирают поставщиков; заключают договоры и контролируют их исполнение; принимают меры в случае нарушения условий поставки.

Снабженческие операции на предприятии выполняются в следующей последовательности:

– выбор источников поставки и поставщиков; проведение переговоров об условиях поставки;

– заключение договора поставки или купли-продажи;

– организация доставки;

– приемка товаров от поставщиков по количеству и качеству;

– транспортно-складские работы.

– При решении задач снабжения непосредственно на предприятии выполняются основные процедуры:

– анализ потребности предприятия в материальных ресурсах и определение требований к ним;

– расчет бюджета закупок.

Операции снабжения осуществляются в зависимости от существующей организационной структуры предприятия либо одним, либо несколькими подразделениями (функциональная и товарная специализации соответственно).

В отделе снабжения различают два вида специалистов – это рядовые и ведущие специалисты.

Рядовой специалист по снабжению выполняет следующие функции: заключение договора; контроль исполнения договора; организация доставки сырья; организация складирования.

Ведущий специалист в службе снабжения занимается аналитической работой и решает следующие задачи:

– определение целесообразности закупок комплектующих или собственное их производство – задача «сделать или купить»;

– получение и оценка предложений от поставщиков; поиск необходимых комплектующих;

– выбор поставщиков;

– выбор вида транспорта или сочетания видов транспорта при мультимодальных перевозках;

– управление запасами и их регулирование.

В то же время собственно служба логистики в организации не должна заниматься непосредственно поставками материальных ресурсов. Она должна определять оптимальные показатели функционирования логистической системы предприятия, включая систему снабжения.

Эффективность результатов снабжения определяется по следующим показателям: уменьшение величины затрат на сырье, осуществленное усилиями покупателя и поставщика; процент поставщиков, осуществляющих своевременную доставку продукции (по видам сырья); экономия затрат на сырье; процент дефектных изделий; процент просроченных заказов; средний срок доставки.

Из книги Логистика: конспект лекций автора Шепелева Анжелика Юрьевна

Тема 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Тема 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

Из книги Экономический анализ. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Тема 6. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И

Из книги История моего успеха [сборник] автора Форд Генри

Тема 7. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА И ЛОГИСТИКА СЕРВИСНОГО

Из книги Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества автора Имаи Масааки

Тема 3. Производственная логистика 3. 1. Предмет производственной логистики Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 4. Информационная логистика 4.1. Информационный логистический поток Информационный поток – это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и контроля за

Из книги автора

Тема 5. Закупочная логистика 5. 1. Цель и задачи закупочной логистики Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения

Из книги автора

Тема 7. Логистика складирования 7. 1. Функции и задачи складского хозяйства в логистической системе Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, состоящее из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеющее определенную структуру и выполняющее ряд

Из книги автора

109. Оценка качества планов материально-технического снабжения и анализ их выполнения Оценка качества планов материально-технического снабжения (МТС). Важным условием бесперебойной, нормальной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в

Из книги автора

Из книги автора

Первые шаги: совершенствование системы материально-технического снабжения больницы Объектом первого в OHC кайдзен-проекта, названного Hospital Logistics System (HLS) (рис. 8), стала система материально-технического снабжения больницы. Его цель состояла в том, чтобы повысить

Из книги автора

5.1. Сущность логистики снабжения Логистика снабжения – это функциональная область логистики, связанная с планированием, заказом и поставкой сырья, полуфабрикатов и комплектующих для производственного предприятия.Цель логистики снабжения – удовлетворение

Из книги автора

Тема 6 Логистика производства 6.1. Сущность логистики производства Совокупный материальный поток на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на предприятии имеет определенную

Из книги автора

Тема 7 Логистика сбыта 7.1. Сущность логистики сбыта Логистика сбыта это область системной интеграции функций логистики, реализуемых в процессе распределения материальных и сопутствующих потоков между потребителями производственного предприятия, то есть в процессе

Из книги автора

Тема 10 Логистика складирования 10.1. Классификация складов Деятельность любого предприятия, связанного с товарно-материальными ценностями, основана на необходимости управления запасами, ведения учета и обеспечения их сохранности. Для содержания запасов на предприятиях

Из книги автора

Тема 12 Логистика возвратов Возвратная логистика торговых и производственных предприятий фактически существует, однако выделение ее как обособленной функции отмечается редко. Следует рассматривать не только материальные возвратные потоки, но также финансовые и

Назначение запасов в логистических системах. Основное назначение запасов заключается в том, чтобы ослабить зависимость между поставщиком, производителем и потребителем.

Запас - обязательный элемент любой экономической системы, сглаживающий неравномерность производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ.

Управление запасами - это процесс прогнозирования, нормирования, планирования, организации, контроля, стимулирования и регулирования сроков и объемов выполнения заказов на восполнение нормы запасов в логистической системе «закупки - производство - распределение».

Система управления запасами в логистической системе - это система, состоящая из некоторой совокупности субъектов (производители, потребители), объектов управления (спрос, заказы, склады, уровень запаса по каждому предмету труда), организационных связей (материальных, информационных, финансовых) и организационных элементов (стратегия управления запасами, модели управления запасами, системы классификации предметов труда в запасах, правила выполнения заказов и т. д.), входящих в логистическую цепь от момента возникновения материального потока до момента его потребления.

По функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные.

Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.

Страховая, или гарантийная , часть запасов производственных и сбытовых предназначена для сведения к минимуму логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на выпускаемые товары, невыполнением договорных обязательств по поставкам сырья и материалов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых ресурсов и т.п.),

Подготовительный запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки сырья, материалов или ГП к производственному или личному потреблению



Сезонные запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера производства.

Основные методы управления запасами материальных ресурсов. Запасами необходимо управлять, и потому существует множество методов управления ими. В основе управления запасами лежит понятие заказа, т. е. количества продукции, которое необходимо для восполнения убыли соответствующего запаса, необходимого для бесперебойного функционирования участника рынка.

Управление товарными запасами. Размер товарных запасов в значительной мере определяется объемом и структурой товарооборота торговой организации или предприятия. Поэтому одна из важных задач торговых организаций или предприятий - поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов .

Риски содержания запасов и возникновения дефицита. Риски поддержания и создания запасов разделяются на две группы: риски, связанные с ошибками в управлении запасами , а именно: риск появления дефицита, риск повышения уровня запаса и образования неликвидов; риски, связанные с содержанием запасов , а именно: риск порчи, риск потери, риск морального старения материальных ценностей, риск кражи.

Жесткие издержки дефицита – можно определить и зафиксировать в момент их возникновения (например, упущенная выручка из-за отказа в удовлетворении потребности, более высокая отпускная цена и транспортные расходы при внеплановой поставке)

Мягкие потери от дефицита (ими обычно пренебрегают в расходах) – механизм формирования неоднозначен – потеря клиента, смещение или потеря сегмента рынка, потеря рынка, изменение или потеря имиджа.

Реверсивная логистика

Реверсивная логистика – это процесс планирования, реализации и контроля логистических товаропотоков из сферы обращения и потребления в результате обратного распределения готовой продукции, опасных, поврежденных, просроченных и использованных товаров и тары и связанной с ними информации в целях восстановления ценности или правильной их утилизации.

Основные задачи , которые ставит перед собой реверсивная логистика, это: 1. Оптимизация издержек на производство многократно используемых товаров.

2. Создание новых каналов в сети поставок, распределения и обратного движения (в идеале – использование уже имеющихся).

3. Использование упаковочных материалов, удовлетворяющих экологическим и экономическим требованиям.

4. Применение информационных технологий, обеспечивающих эффективную организацию движения в обратном направлении или разработка отдельных модулей, интегрированных в существующую информационную систему.

5. Обеспечение всех участников канала своевременной и полной информацией.

6. Разработка оптимальных траекторий движения материальных и информационных потоков, позволяющих минимизировать затраты на организацию и работу канала.

Цель реверсивной логистики – обеспечение экологически и экономически эффективного повторного использования отходов продукции и тары (упаковки) в воспроизводственном цикле.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!