Служба защиты прав потребителей

Тест по "психологии". Укажите название зоны общения, в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди Каким смыслом обладает понятие неформальное общение

1.Активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в котором он достигает сознательно поставленной цели - это … деятельность(в)

2.Элементом структуры деятельности является … действие.(д)

3. Образ желаемого будущего, осознаваемый результат, на достижение которого направлено действие, - это … цель(в)

4.Относительно законченный элемент структуры деятельности, направленный на достижение цели - это … действие(б)

5.То, что побуждает человека к деятельности - это … мотив(г)

Раздел Социальная психология

Тема: Психология общения

1. Определите соответствие: Ответ: (а2 в1 д3)

2. Определите, при каком виде общения вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи: опосредованное;(г)

3. Определите, как называется группа средств невербального общения, которая характеризуется включением в речь пауз, плача, смеха, вздохов, кашля: экстралингвистика;(а)

4. Определите название специальной области, занимающейся изучением норм пространственной и временной организации общения: проксемика; (б)

5. Определите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит мысли и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве: ребенка(б)

6. Определите название стороны общения, означающей процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания: перцептивная; (б)

7. Определите, что изучает социальная психология:

закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп; (в)

8. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении эффекта новизны: по последней информации, полученной о партнёре по общению; (а)

9. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид ставит себя на место партнёра по общению: идентификация; (а)

10. Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает последняя по времени поступления информация: новизны; (б)

11. Определите, каким смыслом обладает понятие неформальное общение: субъективным личностным; (а)

12. Укажите название способа, при котором о человеке судят на основании обобщенной характеристики социального типа, к которому он причисляется, называется: социально-типический; (б)

13. Определите группу средств невербального общения, включающую прикосновения, пожатия, поцелуи: такесика. (г)



14. Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией и действиями: интерактивная; (а)

15. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении эффекта вторичности:

А) по последней информации, полученной о партнёре по общению; новизна

б)по собственному отношению к партнёру по общению; обратная связь

в) по первому впечатлению, которое сложилось о партнёре по общению; первичность

г)по привлекательности партнера по общению. Ничего не написано

16. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид познает эмоциональное состояние другого человека: эмпатия; (в)

17. Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает первая по времени поступления информация: первичности; (в)

18. Определите, каким смыслом обладает понятие формальное общение: обусловлено социальными функциями; (б)

19. Способ, при котором о человеке судят по его внешности, называется: аналитический; (а)

20. Определите соответствие: Ответ: (а3 б2 в1 д4)

21. Определите группу средств невербального общения, изучающую диапазон, тональность, тембр и качество голоса: паралингвистика; (в)

22. Определите, при помощи чего осуществляется передача сообщения согласно модели коммуникативного процесса: канал;(в)

23. Определите название специальной области, занимающейся изучением мимики, жестов, телодвижений: кинесика; (в)

24. Укажите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит социальные оценки, опекающие и контролирующие процессы и действия с точки зрения их целесообразности для человека:

родителя; (а)

25. Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией между партнерами: коммуникативная; (в)

26. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении эффекта бумеранга: по собственному отношению к партнёру по общению; (б)



27. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид анализирует воздействие информации, оказываемой на партнера, и корректирует на этой основе дальнейшую стратегию общения: механизм обратной связи. (г)

28. Определите, в результате, какого эффекта восприятия формируется установка на партнера по общению, и приписываются ему определенные качества:ореола; (г)

29. Укажите название процесса приписывания друг другу, как причин, так и самих образцов поведения называют: каузальная атрибуция; (б)

30. Определите, как называется способ, при котором о человеке судят на основании его эмоциональной привлекательности или непривлекательности: эмоциональный; (в)

31. Укажите название зоны общения, в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди: интимная; (в)

32. Определите, как называют собеседника, который уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебивать партнера по общению, но терпеливо сносит, когда перебивают его: недоминантный; (в)

33. Определите, как называют собеседника, который не склонен к внешней коммуникации и тяготится контактами. интроверт; (б)

34. Определите, как называют собеседника, которому требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу, даже если он вполне решительный, уверенный в себе человек.

регидный. (г)

35. Укажите, как называется процесс в результате, которого партнёры обмениваются информацией, эмоциями, вырабатывают общую стратегию восприятия, взаимодействия и понимания друг друга. общение; (в)

36. Укажите форму общения, при которой люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. светское; (в)

37. Укажите форму общения, при которой интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. деловое; (б)

38. Укажите форму общения, при которой общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов в зависимости от личности партнера. манипулятивное; (а)

39. Укажите форму общения, при которой всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений. неформальное. (г)

Тема: Психология групп

1. Определите, как называется немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии: малая группа. (г)

2. Укажите примеры малой группы: бригада рабочих; (а)

3. Назовите основной признак, отличающий коллектив от любой другой группы: социальная и общественно полезная значимость целей и задач; (в)

4. Расположите в правильной последовательности стадии развития трудового коллектива. (В - а -б –г)

5. Определите вид группы, взгляды и нормы которой служат образцом для личности:

референтная. (г)

6. Определите, при каком стиле управления коллективом для руководителя характерно жесткое единоличное принятие всех решений. авторитарный. (г)

7. Определите, при каком стиле руководства коллективом управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников. демократический; (в)

8. Укажите, как называется стиль управления коллективом, характеризующийся, с одной стороны, максимумом демократии, а с другой - минимумом контроля. либерально-анархический; (в)

9. Назовите стиль управления коллективом, при котором проявляется непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому, что обуславливает низкие результаты работы. непоследовательный или алогичный; (в)

10. Определите, при каком явлении люди склонны соглашаться с мнением группы, даже при наличии внутреннего несогласия: конформизм; (б)

11. Укажите, как называется явление ускорения или повышения продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей. фасилитация. (г)

12. Укажите, как называется явление ухудшения результатов деятельности в присутствии других людей. ингибиция; (в)

13. Определите соответствие: (1. Г 2. Д 3. Б)

14. Феномен воздействия индивида ….называется___ (лидерство)

15. Возможность каждого члена …и называется___ (контактность)

16. Социальная и психологическая общность индивидов… и называется ___ (целостность)

17. Укажите название группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно официальный характер. формальные; (б)

18. Определите название низшего уровня развития группы, представляющее собой случайное скопление людей, объединенных временем и местом нахождения. диффузная группа; (а)

19. Расположите в правильной последовательности этапы формирования малой группы. (Б - а –в)

Тема: Конфликты

1. Определите соответствие: (1Г, 2В, 3А, 4Б)

2. Определите соответствие: (1Б, 2Е, 3Г)

3. Определите название конфликта, возникающего в результате несогласования: внутриличностный; (а)

4. Укажите название конфликта, возникновение которого связано с личностными особенностями конфликтующих. субъективный; (в)

5. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором в первую очередь партнеры удовлетворяют собственные интересы в ущерб интересам другим. конкуренция; (а)

6. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором один из участников конфликта приносит в жертву собственные интересы ради другого. приспособление. (г)

7. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. сотрудничество. (г)

8. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором соглашение между участниками конфликта достигается путем взаимных уступок. компромисс; (б)

9. Расположите в правильной последовательности основные стадии реализации конфликта. (Б - г - а –в)

Тема: Педагогика

1.Педагогика изучает и решает проблемы.. воспитания; обучения, образовании(г)

2.Педагогика - наука, изучающая факты и закономерности … воспитания.(г)

3. Педагогическая отрасль знаний …в является одной из самых древних, она практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества; (в)

4.Объект познания в педагогике - это… процесс обучения и воспитания(в)

5.Предмет педагогики - это … воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека(а)

6.К основным задачам педагогики не относится… Изучение причин индивидуальных различий между людьми.(б)

7.Задачами педагогики не являются … создание модели идеального человека.(е)

8.Педагогика - исключительно теоретическая наука Нет, педагогика - это наука и искусство.(в)

9.Изучением творческого потенциала человека и путей его достижения занимается … акмеология.(г)

10.Целенаправленная организованная работа по формированию убеждений, норм поведения, черт характера и т.п. представляет собой … воспитание(а)

11.Отличие обучения от воспитания состоит в том, что…воспитание целостно, идет сразу по всем направлениям(а)

12.Обучение.. оказывает развивающее и воспитательное влияние(в)

13.Организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, формирования умений и навыков - это … обучение(а)

14.Процесс и результат количественных и качественных изменений - это … развитие(в)

15.Различают следующие виды развития человека: … физическое, психическое, духовное и социальное.(г)

16.Процесс развития личности определяется следующими факторами: … биологическими, социальными и психологическими.(г)

17.Биологические природные факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя …способности.(г)

18.Общественные социальные факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя … задатки(г)

19.Психологические личностные факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя… анатомо-физиологические особенности.(г)

20. Процесс и результат усвоения определенного уровняобщечеловеческой культуры - это … образование(в)

21. Формирование определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира, а также мировоззрения и поведения- это … воспитание(а)

22. В средние века преобладала педагогическая идея … религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности;(б)

23. Классно-урочную систему обучения научно обосновал… Чешский ученый-педагог Ян Амос Коменский.(б)

Резвина Евгения ФЛ-882

Практическая работа № 1

Тема: «Формальное и неформальное общение. Мужской и женский стили общения»

Цель: рассмотреть отличия в формальном и неформальном общении, сформулировать представление о формах и способах доверчивого общения, раскрыть основные отличия мужского и женского стилей общения в управлении»

1 . Функции формального и неформального общения

Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов "формальное/неформальное общение", в отличие от обозначений "официальное" и "неофициальное", поскольку официальные отношения "руководитель- подчиненный" могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на "ты".

Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.

Функции неформального межличностного общения (классификация Б. Ф. Ломова):

Организация совместной деятельности;

Познание людьми друг друга;

Формирование и развитие межличностных отношений.

2. Стадии доверчивого общения, его роль

Доверчивость -

Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.

Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.

Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают:

  • открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;
  • более корректная постановка целей и задач;
  • большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;
  • более высокая мотивация деятельности.

Тактическая цель межличностного доверительного общения – установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель – формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития.

Первая стадия – это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель – формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия.

Контактное межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ другого человека, приобретающий установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности.

В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей формируется гармоничный образ воспринимаемого человека, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально-осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст.

Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п. Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия.

Вторая стадия – формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:

а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия);

б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки);

в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия).

В индивидуальных контактах эти подстадии могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции.

Третья стадия – стабилизация межличностных отношений; цель – установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания.

Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и психологический механизм формирования отношений.

Межличностное неформальное общение выполняет важные функции, которые различаются по результату, но по смыслу и по своим механизмам являются социально-психологическими. Условно можно обозначить их следующим образом: собственно социально-психологическая функция – формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция – эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция – релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия.

Существуют специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его стадиях. В стадии установления первого контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную психологическую дистанцию характерно для последней стадии – стадии стабилизации межличностных отношений.

3. Описать виды псевдодоверия

Существует целый ряд отношений между людьми, лишь внешне напоминающих доверительные отношения. Спектр псевдодоверия достаточно широк.

Виды псевдодоверия:

а) Отчаяние. Доверие от отчаяния – это выбор меньшего из двух зол; в основе истинного доверия лежат свобода и спонтанность. Следовательно, доверие под давлением обстоятельств нельзя считать истинным доверием.

б) Конформная доверительность. Проявляется по отношению к представителям определенного социального статуса (например, к врачу); в ее основе лежит нормативное убеждение в том, что определенным людям следует доверять в конкретных социальных ситуациях. Однако следует в данном случае говорить скорее о псевдодоверии, так как нет свободного выбора объекта доверия.

в) Наивность. Истинное доверие не может быть также следствием наивности. Такого рода псевдодоверие возникает, когда субъект строит свое отношение к партнеру без учета возможных негативных последствий взаимодействия. Например, учитель может оказывать доверие ловко обманывающему его ученику. Главная черта наивности – нет предвидения возможных последствий доверительного поведения.

г) Импульсивность. Наблюдается в тех случаях, когда субъект придает излишнее значение последствиям взаимодействия с человеком, который лишь внешне достоин доверия. Подобное отношение переполнено неуместной эмоциональностью, неоправданными надеждами на то, что исполнятся все ожидания. Эксплуатация такого типа доверчивости позволяет ловким пройдохам играть на сочувствии и милосердии в своих корыстных целях.

д) Слепая вера в человека. Основана на фаталистическом убеждении, что ход событий диктуют обстоятельства и что лучше следовать за ними, чем делать сознательный выбор.

е) Азарт в отношениях. В этом случае человек упрямо надеется, что произойдет сдвиг к большему доверию, хотя объективно этого не приходится ожидать.

4. Дать понятие психологической близости, аттракции

Важнейшим в понимании доверительного общения является понятие психологической близости, которая всегда возникает в результате полного психологического контакта.

«психологическая близость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии друг к другу, взаимопонимании; взаимоуважение, взаимопомощь»

«близость с другим человеком – это общность идей, привычек, норм, ценностей, характера, склада мышления».

«Психологическая близость – это труднообъяснимое явление. Внешне это иногда выглядит без чрезмерной аффектации, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны, так как нет нужды их демонстрировать (объект знает о них, вы уверены в нем и в его отношении к вам, а от окружающих, может быть, эти отношения стоит несколько поберечь). Субъективно же – это какая-то взаимная открытость друг другу, уверенность друг в друге, настроенность друг на друга, на проблемы другого, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда близкие люди выглядят как заговорщики, так как понимают друг друга по намекам и без слов, обмениваются взглядами, жестами, паузами (много невербальных средств коммуникации). Вербальное общение свернуто, так как нет нужды, во-первых, долго разъяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесами. Демонстрация близких отношений ускоряет разрыв, означает их нарушенность».

Были выделены в суждениях следующие компоненты психологической близости:

1. Понимание (взаимопонимание, понимание с полуслова).

2. Доверие (максимальная откровенность, свободное, комфортное, безбоязненное общение).

3. Эмоциональная близость (симпатии, радость от общения; сопереживание и сочувствие, обостренное ощущение состояния другого человека).

4. Принятие (терпимость к отдельным недостаткам другого, признание и принятие другого, восприятие его таким, какой он есть, отсутствие конфликтов и стремление уступить, желание помочь).

5. Единство, близость целей, идеалов, точек зрения (совпадение ценностей).

На отношения со сверстниками оказывает влияние степень близости между ребенком и матерью. Было обнаружено, что психологическая близость мальчиков с отцом ведет к развитию у них достаточного самоконтроля. Близость же с матерью оказывает разное воздействие на развитие личности мальчиков и девочек. Так, у девочек формируется доверие к людям, выносливость в ситуации фрустрации, уверенность в себе; у мальчиков – большая тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к постоянному самоанализу; они менее откровенны с друзьями.

Существуют два уровня психологической близости: один – первичный по времени возникновения – не требует длительного знакомства, взаимопроверки, характеризуется высокой спонтанностью, неосознанностью; другой – рациональный, осознаваемый, управляемый посредством субъектов общения, основан на осознании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Первичный, или первоначальный, уровень, возникающий уже при первом контакте, обладает устойчивостью, мало поддается волевому регулированию, для него свойственны легкость, ненасыщаемость неформального общения, высокий уровень доверия и понимания, правильный прогноз поведения партнера в данной ситуации и, наконец, принятие на чувственном уровне, эмоциональная близость.

В основе чувства психологической близости лежит механизм идентификации. Референтами первичного уровня должны являться, следовательно, легкость общения, доверие, эмоциональная близость и принятие другого человека. Референтом вторичного уровня, возникающего на определенном этапе отношений, является представление о сходстве установок, взглядов, целей, понимание.

В основе формирования привязанностей лежит не только потребность субъекта иметь близкие доверительные отношения с людьми. Важно понять также, почему именно с этим, а не другим человеком нам хотелось бы сблизиться, подружиться, доверить ему свои сокровенные мысли и чувства.

Особую роль в этом процессе играют привлекательность и сила притяжения другого человека, – называется аттракцией

Термин «аттракция» означает «привлекательность, притягательность». Феномен аттракции возникает при взаимодействии людей и является определенной характеристикой отношений в паре.

Аттракция понимается как притяжение в физическом смысле, которое одновременно является тенденцией к объединению людей. Это многозначное явление, основанное на чувстве, то есть обязательно включает определенный эмоциональный фон. Аттракция является отношением, то есть принадлежит к классу психологических установок человека, и в этом качестве может различаться по интенсивности и степени личностной включенности, заинтересованности. Кроме того, аттракция содержит оценку, то есть является компонентом межличностного познания. От обширного класса установок она отличается тем, что является установкой на единичный объект, притом это всегда другой человек, а не группа или социальный объект, социальный институт и т. п.

Аттракция связана с реализацией межличностных отношений; процесс притяжения-отталкивания, симпатии-антипатии логически завершается поступками. Аттракция всегда включена в межличностный контекст, в ней присутствует нормативный характер, она опирается на специфически культурный «алфавит чувств».

5. Охарактеризовать виды привязанности и любовь

Привязанности –

Привязанности человека неоднозначны по своему психологическому содержанию, формируются в детстве и накладывают свой отпечаток на взаимоотношения человека с близкими людьми в течение всей жизни.

Привязанности отличаются от дружеского общения более близкой эмоциональной дистанцией; а от любви – отсутствием чувственного сексуального компонента.

Типы привязанности выделяются по величине эмоциональной дистанции и по своей силе (интенсивности потребности в объекте привязанности).

выделяют пять типов привязанностей – беспечную, тревожную и отстраненную.

Людям, у которых сформировалась склонность устанавливать привязанности беспечного типа, легче войти в контакт и нетрудно выйти из него; они не испытывают мучений, разрывая отношения привязанности по своей или чужой инициативе. Однако в устойчивых продолжительных отношениях они получают больше удовлетворения от секса в качестве любовников.

Люди с тревожно-противоречивыми привязанностями являются ревнивцами и собственниками. Стремление единолично распоряжаться своим имуществом распространяется и на партнера. Они могут неоднократно пытаться разорвать отношения, испытывая их на прочность и снова возвращаясь к объекту своей привязанности.

Люди, привязанности которых носят замкнуто-отстраненный характер, опасаются потерять свободу благодаря чрезмерной, по их мнению, привязанности. Они более склонны к случайному сексу, который может обойтись без любви; не любят, когда им говорят о своей любви или ожидают от них признаний.

Привязанность зависимого типа характеризуется тем, что все мысли человека заняты объектом привязанности. Зависимые люди обостренно переживают отсутствие партнера, чувствуют себя незащищенными. Не могут решиться на разрыв, даже если вместе – плохо. Уступают партнеру во всем, не ссорятся при разногласиях. В таких отношениях присутствуют принуждение и прямое давление, нет ласки и искренности. Люди, испытывающие истинную (зрелую) привязанность, дорожат ею, но насильно удерживать партнера не будут. Испытывают радость от присутствия партнера, чувствуют его настроение, глубоко понимают другого, уважают его свободу. Отношения характеризуются полном доверием. Партнеры привязаны друг к другу, не ищут приключений на стороне, уверены в чувствах друг друга, часто говорят о любви, испытывают нежность.

По интенсивности и эмоциональной дистанции их можно разделить на две группы: сильные и слабые привязанности.

Сильные, с короткой дистанцией, эмоционально наполненные – это зависимая и тревожно-Противоречивая привязанности; слабые, с большой эмоциональной дистанцией – беспечная и отстраненно-замкнутая. В беспечной привязанности, в отличие от отстраненной, большая эмоциональная дистанция и меньшая потребность в другом человеке мало осознаются.

Как отмечает И. С. Кон, в историческом плане дружбу можно оценивать как искусственное родство, сходное с побратимством и другими относительно ритуализированными взаимоотношениями, которые предполагают взаимные обязательства (Кон, 1980).

В. А. Лосенков, говоря о ценности дружеских отношений и взаимопомощи, скрепляющей их, подчеркивает, что дружба – это тотально-личностное отношение, основанное на взаимной симпатии и добровольном выборе; по своей психологической природе оно интимно и предполагает внутреннюю близость, доверие и откровенность (Лосенков, 1974).

Уровень понимания со стороны матери, отца, учителя и других взрослых оценивался ниже, чем со стороны сверстника, ближайшего друга. Друг оказался единственным человеком, от которого ждали более высоких оценок своих качеств, превышающих собственные оценки, то есть дружба выполняла и функцию эмоциональной поддержки, и психотерапевтическую функцию.

Любовь – это чувство, в котором присутствуют страсть, преданность, самопожертвование, более глубокая и искренняя человеческая близость. На основе античной литературы и философии можно выделить три основных составляющих любовного чувства – интимность, страсть и преданность.

Психологи выделяют такие виды любви, как бескорыстная и собственническая, оптимистическая и пессимистическая.

Бескорыстная любовь сосредоточена на благополучии любимого, не стремится привязать его к себе, дает ему свободу выбора пути в жизни и спутников. Это любовь, которая жалеет и прощает, сочувствует и поддерживает. В ней нет ни эгоцентризма, ни ревности.

Собственническая любовь – это то же чувство, сильное и всепоглощающее, но в объекте любви человек видит, прежде всего, свою собственность, которой хочет владеть единолично. Он ревнует и соперничает с другими за внимание любимого, лучше него знает, что ему нужно, ожидает и молчаливо требует возмещения за свое внимание и заботу. Он также стремится привязать к себе нерасторжимыми узами, не брезгуя даже психическим насилием в виде постоянных упреков в неблагодарности и культивированием чувства вины, которое делает человека еще более зависимым.

Пессимистическая любовь отличается тем, что человек ищет в ней подтверждения своих установок, сексуальных потребностей; доминирует страх потери. В пессимистической любви присутствует неосознанное ожидание краха, установка на то, что любовь – это поражение, лишение истинной свободы выбора. Часто такая любовь является амбивалентным чувством.

Любовь пессимистическая наполнена страданием и страхами. Именно к такой любви часто применяются термины соперничества, борьбы, поединка.

Оптимистическая любовь снимает тревогу, дает ощущение безопасности. Психологический комфорт, психологическая и сексуальная сторона отношений более совершенны в таком браке, нет элементов идеализации друг друга, есть трезвая оценка, полное принятие партнера, нет двойных стандартов. Партнеры высоко ценят секс, но не фрустрируются по поводу временного воздержания при отсутствии любимого. Любовь – очень сильное чувство, которое граничит с аффектом. Результаты исследования Д. Р. Павловой показывают, что разные установки по отношению к любви покоятся на различных основаниях в виде особых личностных свойств, отношения к миру и себе, и являются устойчивой ориентацией в мире человеческих отношений.

Существуют половые различия в проявлениях и динамике любви. Мужчины оказались более влюбчивыми, они гораздо дольше женщин выходят из состояния влюбленности, для них также важнее физическая и игровая сторона отношений.

Женщины более вовлечены в любовные отношения, о них можно сказать, что они «парят в облаках», склонны к возвышенным и романтическим чувствам, для них важнее доверительность в отношениях и возможность опекать партнера, заботиться онём.

Д. А. Ли, К. и С. Хендрик выделили три любовных стиля – «страсть», «игра» и «дружба», различные комбинации которых образуют вторичные любовные стили -«цвета». Предложенная типология любви, эмпирически проверенная на двух больших выборках около полутора тысяч человек, составляет 6 типов (Кон, 1988):

  1. Эрос – страстная любовь-увлечение;
  2. Модус – гедонистическая любовь-игра, которая допускает измены и не отличается особой глубиной чувств;
  3. Строгге – теплая и надежная, спокойная любовь-дружба;
  4. Прагма – рассудочная любовь, легко поддающаяся контролю и расчету (синтез модуса и строгге);
  5. Мания – любовь-одержимость, иррациональная, неуверенная и полная зависимости (синтез эроса и модуса);
  6. Агапэ – бескорыстная любовь-самоотдача (синтез эроса и строгге).

В длительных любовных отношениях привлекательность партнера поддерживается такими личностными факторами, как психическое здоровье, самоприятие, компетентность. Человек, который по своей или чужой вине пришел к разрыву и распаду отношений, временно теряет самоуважение, его самооценка понижается, и, как следствие этого, он становится малопривлекательным именно тогда, когда ему это более всего нужно. Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием для высокого личностного развития и самореализации.

6. Различия мужского и женского общения в управлении

Согласно стереотипному взгляду, мужчины более чем женщины, пригодны для руководящих постов в силу присущих им стилей лидерства. Считается, что мужчины более склонны к директивному и автократическому стилям, ориентированным на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, который характеризуется участием в общей работе.

При отборе на руководящую должность к женщине предъявляется более высокий стандарт, чем к мужчине; здесь действует правило "Женщина должна быть вдвое лучше мужчины". Женщины чаще назначаются на руководящие роли среднего звена (благодаря хорошим социальным навыкам), в то время как мужчинам предпочитают отдавать позиции первого уровня.

Стереотипное мышление влияет не только на зачисление и отбор женщин на определенные должности, но и на служебное продвижение и оценку результатов работы в фирме. Продвижение женщины по служебной лестнице идет медленнее; чтобы занять одинаковое с мужчиной положение, ей необходимо большее число перемещений. При одинаковом с мужчинами уровне квалификации женщины всегда оказываются ниже по служебной лестнице. Поскольку среди женщин больше экстерналов, то окружающие склонны приписывать их успехи таким факторам, как удача или усердие, но никак не способностям или умениям. У мужчин все происходит наоборот.

Руководитель организации более склонен выступать в роли покровителя и протежировать мужчинам, а не женщинам, так как в последнем случае это всегда связано с рядом сложностей (возможны подозрения в сексуальном интересе, возрастает риск подорвать собственную профессиональную репутацию и замедлить должностной рост). Даже когда женщине удается продвинуться к руководству компанией, мужчины смотрят на нее как на аутсайдера. Женщине трудно стать частью мужской компании. К тому же женщинам, в силу их социализации, не хватает уверенности в себе, независимости, высокой самооценки. В результате они склонны недооценивать собственные умения и интеллект - так же, как окружающие недооценивают их.

Как правило, женщины не считают себя способными выполнять функции руководителей высшего звена и соглашаются с представлением, согласно которому достижения и женственность несовместимы. Поэтому из чувства вины, беспокойства и неуверенности они и не пытаются достичь высоких постов.

Женский стиль руководства - более гибкий, женщины-лидеры более открыты и общительны, оцениваются как более теплые в межличностных отношениях при первом контакте с подчиненными. Они склонны делить власть с другими, вовлекать подчиненных в общую работу и поддерживать в них чувство собственной значимости.

Руководители-мужчины более официальны в отношениях с подчиненными и больше озабочены субординацией, часто увольняются с руководящих постов из-за недостаточной восприимчивости в отношениях с подчиненными. Женщин-руководителей хвалят за лучшее взаимодействие с персоналом, они более общительны, их лучше понимают благодаря ясности их позиции. Женщины, занимающие высокие посты, не чаще мужчин уходят с работы и вновь поступают на нее; это можно объяснить тем, что, по сравнению с другими женщинами, они придают большее значение своей карьере.

Разумеется, это лишь общие тенденции, за которыми стоят многообразные возрастные, социальные и индивидуальные вариации.

1. Итак, формальное и неформальное общение различается по степени включенности межличностных отношений, учета индивидуальных особенностей партнера, использования способов психологического воздействия.

2. Контактное неформальное межличностное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного межличностного общения оно имеет активную обратную связь, обогащенную контекстом и подтекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств общения, носит игровой характер и включает механизмы рефлексии.

3. Межличностное доверительное общение имеет своей тактической целью установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции, своей стратегической целью – формирование дружеских доверительных отношений. Оно может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности оптимального психологического контакта.

4. Доверительное общение приносит психологическое облегчение, улучшает обратную связь в процессе самопознания и обеспечивает психологическое сближение, углубление взаимоотношений.

5. Истинное доверие требует взаимных и точных оценок субъектов общения, касающихся их возможностей, намерений, компетентности. Оно в корне отличается от доверчивости и псевдодоверия.

6. Доверчивость – постоянное общее ожидание человека, что можно верить слову, клятве, сказанному или написанному человеком и группой; нередко соседствует с подозрительностью, наивностью и другими формами псевдодоверия.

7. Доверительность в общении, понимание мотивов собеседника, субъективная легкость общения служат установлению психологической близости между людьми.

8. Существуют два уровня психологической близости: один – первичный по времени возникновения, неосознаваемый – не требует длительного знакомства, взаимопроверки, характеризуется высокой спонтанностью; другой – рациональный, управляемый посредством субъектов общения, основан на осознании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта.

9. Разные установки по отношению к дружбе и любви основываются на различных личностных свойствах, ценностных и эмоциональных отношениях человека к миру и себе и являются устойчивой ориентацией в мире человеческих отношений и привязанностей.

2. Ключевые понятия по данной теме и их определения:

Аттракция - означает «привлекательность, притягательность».

Любовь – это чувство, в котором присутствуют страсть, преданность, самопожертвование, более глубокая и искренняя человеческая близость.

Привязанности это долговременные, устойчивые, позитивно окрашенные взаимоотношения, эмоционально наполненные и основанные на большой потребностидруг в друге.

Доверчивость - это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.

Психологическая близость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии друг к другу, взаимопонимании; взаимоуважение, взаимопомощь»

Дружба - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

Чем хороши и чем плохи неформальные отношения на работе? Какое значение имеет неформальное общение для эффективного управления коллективом? И как найти ту черту, которую ни в коем случае нельзя переступать? Олег Быков, начальник отдела эксплуатации сети телекоммуникационной компании, попытался дать ответы на эти вопросы.

«Слишком строгие законы напоминают чересчур натянутые струны, на которых еще можно играть. Слишком мягкие законы напоминают вконец распущенные струны, из которых уже невозможно извлечь звук».

Сюй Сюэмо. Избранные афоризмы, сборник «Афоризмы Старого Китая»

«Начальники имеют право отдавать подчиненным приказания и должны проверять их выполнение. Подчиненные обязаны беспрекословно повиноваться начальникам».

Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР

«И все же… Где у этого парня кнопка?»

Из кинофильма «Приключения Электроника»

Вероятно, нет ни одного руководителя, которой не понимал бы важности неформальных отношений в арсенале методов управления производственным коллективом. В массе современных методик и рекомендаций нет, наверное, ни одной, которая бы базировалась сугубо на формальных отношениях в процессе руководства.

Очень может быть, что именно соотношение формальных и неформальных приемов управления в конкретной методике и определяет различие между ними.

Очевидно, что оптимальным вариантом является сочетание формальных и неформальных методов управления. Их соотношение определяется здравым умом и умением руководителя действовать в конкретной ситуации. А реализацию неформальных методов управления обеспечивают неформальные отношения.

Для лучшего понимания определимся с базовой терминологией:

Группа - относительно обособленное объединение людей, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

Руководитель - должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) так, чтобы они наилучшим образом выполняли порученную работу.

Лидер - лицо в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия; член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Формальное руководство - процесс влияния на людей с позиций занимаемой должности.

Неформальное руководство - процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения и других личных ресурсов.

Неформальное общение - такая связь с человеком, которая предполагает взаимное принятие личностных качеств, понимание, согласие и психологическую близость

Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью, включающий в себя обмен информацией и попытки влияния друг на друга. Общение является процессом реализации тех или иных отношений.

Формальное общение - общение, при котором регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Неформальное общение - ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости.

Данная статья - попытка рассмотреть значение неформального общения в арсенале средств эффективного управления руководителя-лидера.

Каждый руководитель за время своей работы накапливает некий набор испробованных эффективных методов и приемов управления. Попытки формально управлять отдельным человеком или группой людей довольно часто наталкиваются на их сопротивление. Неформальное управление позволит либо избежать подобной ситуации (в большинстве случаев), либо хотя бы смягчить управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражений.

Как указывает психолог Н. Тертычная в статье «Особенности неформального общения на работе», неформальные отношения возникают и существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном .

Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, будто вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и наконец принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий.

Однозначно оценить все за и против неформального общения на работе невозможно. Практически всегда грань между формальным и неформальным размыта

Думаю, вы не станете отрицать наличие в вашей компании, как во всякой формальной группе, неформальных отношений, которые во многом определяют микроклимат и внутреннюю атмосферу в коллективе.

Однозначно оценить все за и против неформального общения на работе невозможно. Практически всегда грань между формальным и неформальным размыта. С одной стороны, никакие формальные процедуры не в силах вытеснить неформальные отношения и устранить личные интересы из взаимодействия в производственном коллективе. А с другой - в неформальном общении всегда будут существовать моменты, негативно влияющие на вашу работу и на работу ваших коллег.

В вышеупомянутой статье Н. Тертычной дается краткий перечень таких противоречий:

1. Общественное мнение. Приятельские отношения с коллегой часто вызывают ревностные чувства у остальных, тем более, если ваша связь не одобряется. Промахи вашего друга могут быть преувеличены, а вас могут обвинить в укрывательстве и бездеятельности.

2. Дружба с руководителем. Такие отношения неизбежно вызывают подозрения, слухи, домыслы и даже зависть со стороны коллег. Все ваши поступки рассматриваются под микроскопом, и судят о них куда строже, чем о действиях тех, кто не отмечен особым благоволением руководителя.

3. Дружеские манипуляции. Неприятно, но факт: «старая дружба» нередко становится оправданием для коллеги, работающего спустя рукава или позволяющего себе опаздывать, много болеть, затягивать выполнение заданий и при этом просить: «Войди в мое положение, прикрой, ты же знаешь, какая у меня сейчас ситуация…»

Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Но совмещать эти социальные роли в одном лице трудно

4. Эмоциональная созависимость. Неформальное общение требует от партнеров постоянной эмоциональной отдачи. А это, к сожалению, трудновыполнимая задача. Вспомните, какую тревогу может вызвать внезапный холодный тон расположенного к вам человека. Как этот тон, отстраненность заставляют вас искать причину изменения отношений, пересматривать свои поступки и поведение в недавнем прошлом, искать пути сближения. Такое несоответствие часто вносит эмоциональную нестабильность в контакты и мешает работе.

5. Вопросы этики. Доступ к конфиденциальной информации может иметь для вас отрицательные последствия. Узнав об организационном кризисе, недоразумениях с налоговой инспекцией, затяжных финансовых проблемах, придется сделать нелегкий выбор - остаться или думать о собственном благополучии и подыскивать себе другое место. К тому же в такой ситуации придется скрывать неприятную правду от коллег.

Это вовсе не означает, что нельзя работать с друзьями или же необходимо четко проводить границу: «До шести мы с тобой работаем, а после шести - дружим». В ряде случаев просто необходима формализация отношений - пусть не в виде должностной инструкции, но в виде зафиксированного круга обязанностей и полномочий. Кроме белого и черного, существуют и промежуточные варианты, поэтому вам придется относиться к выбору методов управления творчески.

При этом надо всегда помнить, что люди объединяются в группы не только для выполнения определенной работы, получения результата и вознаграждения за него. Группа - это среда самоутверждения и самопознания, объективная потребность человека в коммуникациях.

Формальные группы создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Для руководителя неформальное общение в группе - дополнительный неформальный канал поступления важной информации, касающейся как ситуации на предприятии, так и вне ее.

Как найти и не перейти грань дружеских отношений на работе - зависит от мудрости, такта и характера коллег-друзей

Менеджера не может не интересовать состояние взаимодействия в группе, потому что от этого зависит эффективность управления. Так как зачастую неформальные отношения играют большую роль, чем формальные, менеджер должен знать законы групповой динамики и способы влияния на развитие неформальных взаимодействий. Это влияние должно быть целенаправленным.

Эффективная группа - это группа, в которой взаимодействия характеризуются сплоченностью, взаимоуважением, взаимопониманием. Это группа, сплоченная вокруг лидера. А лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, труднодостижимо. Для максимальной эффективности управления персоналом необходимо, чтобы руководитель одновременно являлся хотя бы формальным лидером.

В целом полноценное лидерство позволяет управлять людьми без их сопротивления и недовольства, формального контроля, страха и наказаний.

По мнению многих ученых, лидерами рождаются, однако в еще большей степени ими становятся с помощью обучения, упорной индивидуальной работы, освещенного знаниями практического опыта и приобретаемых в нем навыков. Опираясь на все это, в принципе практически каждый компетентный руководитель может стать деловым, а во многом и эмоциональным (правда, это требуется далеко не всегда) лидером.

Практика неформальных отношений руководителем обеспечит вовлечение сотрудников в регулирование формальных связей внутри аппарата, улаживание практически неизбежных трений и конфликтов, помощь в установлении неформальных контактов, которые будут не превращать сотрудников в замкнутую корпорацию, а способствовать росту эффективности управления.

Олег Быков - начальник отдела эксплуатации сети телекоммуникационной компании, эксперт HRM

  • Карьера и Саморазвитие

Ключевые слова:

1 -1

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям и т.п. Особая область неформального общения - общение между близкими людьми или членами семьи

В основе неформального общения лежат интересы, ценности, увлечения и т. п. Именно по этой причине на предприятии может быть столько неформальных групп, сколько общих тем для общения. Так же неформальное общение в группе - это дополнительный неформальный канал поступления важной для человека информации, касающейся как ситуации на предприятии, так и вне ее.

Формально-ролевое общение

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель - продавец, пассажир - проводник, официант - клиент, врач - больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива. Собеседники стремятся держать себя и межличностную ситуацию "под контролем", причем этот контроль направлен в основном на сокрытие собственных внутренних переживаний и создание определенного впечатления о себе. По сути, собеседники вступают в общение скорее не как люди, а как "социальные функционеры". Спонтанность и естественность минимальны или отсутствуют вовсе, сильна ориентация на стереотипную вежливость, соблюдение ритуалов ролевого поведения и т.д. Жизнь индивидуального внутреннего мира при этом, разумеется, усиленно скрывается, а если и проявляется, то лишь косвенно, вопреки желанию собеседников или неосознанно. Даже если человек и осознает что-то из происходящего в своей субъективности, то вовне он стремится проявить только то, что соответствует его представлениям о должном, правильном.

Соответственно, выразительность собеседников в таком общении носит весьма специфический характер - это не проявление себя подлинного, а создание определенного "образа себя", попытка выдать желаемое за действительное. Естественно, и доступность влиянию в этом случае минимальная, блокированная тревогами и защитами, ролевыми барьерами и стереотипами.

«контакт масок» -- формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) -- набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Когда в троллейбусе с вами заговорит словоохотливая старушка и начнет рассказывать о своих проблемах, то, не особенно вслушиваясь в ее слова, вы с вежливым видом киваете в ответ, будто слушая ее. Или вы увидели симпатичную девочку и с интересом рассматриваете ее, но стоит ей, почуствовав ваш взгляд, взглянуть на вас, как вы сразу напустите на себя безразличный вид и будете смотреть в окно. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем общаются под масками, не раскрываясь и что-то «строя из себя», то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно.

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

б) произвольного;

в) послепроизвольного;

г) неустойчивого.

69. Непосредственно под воздействием особенностей воспринимаемого объекта возникает... внимание.

а) непроизвольное;

б) произвольное;

в) послепроизвольное.

г) Нет правильного ответа.

70. Произвольное внимание не обусловлено...

а) осознанием долга и обязанности;

б) волевыми усилиями;

в) требованиями деятельности;

г) привлекательностью объекта.

д) Все ответы верны.

е) Все ответы неверны.

71. Причиной возникновения послепроизвольного внимания является...

а) отсутствие цели деятельности;

б) постановка цели деятельности;

в) интерес как проявление направленности личности;

г) интерес, обусловленный выявленными особенностями объекта.

д) Все ответы верны

72. Ориентировочный рефлекс рассматривается как механизм
... внимания.

а) непроизвольного;

б) произвольного;

в) послепроизвольного.

г) Нет правильного ответа.

73. Значения параметров внимания позволяют судить...

а) только о состоянии человека;

б) только о степени утомления;

в) только об уровне бодрствования.

г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

74. Способность человека сосредоточивать внимание одновременно на нескольких объектах определяют как... внимания.

а) концентрацию;

б) распределение;

в) устойчивость;

г) переключение.

д) Нет правильного ответа.

75. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это...
внимания.

б) концентрация;

в) устойчивость;

г) переключение.

76. Способность длительное время удерживать внимание на
одном и том же объекте определяется как... внимания.

б) избирательность;

в) устойчивость;

г) концентрация.

77. Привлечению внимания способствует...

а) только сила раздражителей;

б) только связь раздражителей с потребностям, интересами человека;

в) Все ответы верны.

г) Все ответы неверны.

78. Внимание, которое обусловлено интересами человека, а также характеризуется целенаправленностью и отсутствием необходимости в волевых усилиях называется...

а) непроизвольным;

б) произвольным;

в) послепроизвольным;

г) идеалистическим.

79. Внимание – это...

а) психический процесс;

б) психическое состояние;

в) психическое образование;

г) психическое свойство.

80. Внимание человека...

а) имеет социальную природу;

б) определяется природными факторами;

в) имеет физиологическую основу.

г) Все ответы правильные.

81. Основные характеристики послепроизвольного внимания – это...

а) непроизвольность, легкость возникновения и переключения;

б) целенаправленность, интерес, снятие напряжения;

в)направленность, определяемая задачей, волевое усилие, утомляемость.

г) ответы неверны.

82. Условием возникновения непроизвольного внимания является...

а) принятое решение;

б) поставленная задача;

в) действие сильного, значимого, контрастного или вызывающего эмоциональную реакцию раздражителя;

г) "вхождение" в деятельность и появившийся в связи с этим
интерес.

83. Внимание тесно связано с...

а) восприятием;

б) мышлением;

в) памятью;

г) представлением;

е) Все ответы верны.

ж) Все ответы неверны.

Тема: Мотивационно-потребностная сфера личности

1. Активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в котором он достигает сознательно поставленной цели – это...

а) активность;

б) операция;

в) деятельность;

д) действие.

2. Элементом структуры деятельности является...

а) активность;

б) движение, жест;

в) поведение;

д) действие.

3. Образ желаемого будущего, осознаваемый результат, на достижение которого направлено действие, – это...

а) потребность;

г) задача;

д) операция.

4. Относительно законченный элемент структуры деятельности, направленный на достижение цели - это...

а) операция;

б) действие;

в) активность;

5. То, что побуждает человека к деятельности - это...

а) активность;

б) поведение;

д) желание.

Тема: «Психология общения»

  1. Определите соответствие:2а3в1б
  1. Определите, при каком виде общения вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи:

а) кратковременное;

б) непосредственное;

в) лично-групповое;

г) опосредованное;

д) долговременное.

  1. Определите, как называется группа средств невербального общения, которая характеризуется включением в речь пауз, плача, смеха, вздохов, кашля:

а) экстралингвистика;

б) просодика;

в) кинесика;

г) такесика.

  1. Определите название специальной области, занимающейся изучением норм пространственной и временной организации общения:

а) такесика;

б) проксемика;

в) кинесика;

г) просодика.

  1. Определите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит мысли и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве:

а) родителя;

б) ребенка;

в) взрослого;

г) неучастия.

  1. Определите название стороны общения, означающей процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания:

а) интерактивная;

б) перцептивная;

в) коммуникативная;

г) регулятивная.

  1. Определите, что изучает социальная психология:

а) психику как свойство мозга отражать объективную реальность;

б) психическое развитие личности в процессе жизни;

в) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;

г) социальные нормы, обуславливающие то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество.

  1. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении «эффекта новизны»:

б) по собственному отношению к партнёру по общению;

  1. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид ставит себя на место партнёра по общению:

а) идентификация;

б) рефлексия;

в) эмпатия;

г) механизм обратной связи.

  1. Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает последняя по времени поступления информация:

а) ореола;

б) новизны;

в) первичности;

г) дезинформации.

  1. Определите, каким смыслом обладает понятие «неформальное общение»:

а) субъективным личностным;

б) обусловлено социальными функциями;

в) все ответы правильные;

г) нет ни одного верного ответа.

  1. Укажите название способа, при котором о человеке судят на основании обобщенной характеристики социального типа, к которому он причисляется, называется:

а) аналитический;

б) социально-типический;

в) эмоциональный;

г) ассоциативный.

  1. Определите группу средств невербального общения, включающую прикосновения, пожатия, поцелуи:

а) экстралингвистика;

б) просодика;

в) кинесика;

г) такесика.

  1. Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией и действиями:

а) интерактивная;

б) перцептивная;

в) коммуникативная;

г) регулятивная.

  1. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении «эффекта вторичности»:

а) по последней информации, полученной о партнёре по общению;

б) по собственному отношению к партнёру по общению;

в) по первому впечатлению, которое сложилось о партнёре по общению;

г) по привлекательности партнера по общению.

  1. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид познает эмоциональное состояние другого человека:

а) идентификация;

б) рефлексия;

в) эмпатия;

г) механизм обратной связи.

  1. Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает первая по времени поступления информация:

а) ореола;

б) новизны;

в) первичности;

г) дезинформации.

  1. Определите, каким смыслом обладает понятие «формальное общение»:

а) субъективным личностным;

б) обусловлено социальными функциями;

в) все ответы правильные;

г) нет ни одного верного ответа.

  1. Способ, при котором о человеке судят по его внешности, называется:

а) аналитический;

б) социально-типический;

в) эмоциональный;

г) ассоциативный.

  1. Определите соответствие:
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!