Служба защиты прав потребителей

Материалы для письма. Пергамент. Что это такое? Око планеты информационно-аналитический портал Что такое пергамент

Всем привет, сегодня мы окунёмся немного в историю изготовления пергамента.

Пергамент изготовляли из сухой ослиной, телячьей, овечьей, козьей кожи или овчины. Сначала брались необработанные, только сушеные шкуры, только в 170 году до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам улучшили производство данного материала. В Европе пергамент для записей использовали от 4 века, хотя первые упоминания датируются периодом около 180 года до нашей эры.

Пергамент был использован параллельно с вплоть до 15 века, пока в ход не пошла . Ценился за большую прочность и неограниченный срок годности.

Первоначально листы пергамента хранили в виде рулонов, как и папирус. Только в период с четвёртого по шестое столетие, пергамент был использован в форме листа. Связывание несколько листов пергамента называлось кодексом.

Историю изготовления и происхождения пергамента, описывает Плиний в своей Естественной Истории и утверждает, что пергамент был изобретен по инициативе Эвмена из Пергама, речь могла идти или о Эвмене I (годы правления 263 - 241 до. н. л.) или Эвмене II. (годы правления 197 - 160 до. н. л.). Основной целью изготовления пергамента, было заменить им папирус, который импортировали из Александрии и его часто не хватало. Кроме того, пергамент был в использовании на практике лучше, поскольку текст можно было соскоблить и написать новый. Уже в 5 веке до нашей эры пергамент был обычной вещью. Изготовление пергамента и его история. Записи на пергаменте датируются в период 4 египетской династии и он был, очевидно, известен всем древним культурам.

Расцвет использования и изготовления пергамента в , произошел в средние века и заканчивается с развитием книгопечатания в 16 веке. Пергамент используется и сегодня, на торжественных встречах, и никого не беспокоит, что нужно сначала убить животное. Человеческую кожу для изготовления книг из пергамента не использовали и не используют, считая это варварским.

После основной очистки кожи от шерсти, её пропитывали в известковом молоке в течение 7 - 14 дней. Затем, чтобы избавиться от остатков шерсти и мяса, натягивали на раму. Сухую кожу на рамке обрабатывали пемзой, после дополнительных процедур сглаживали и полировали. Для изготовления тонких листов пергамента, использовалась кожа молодых убитых животных. В монастырях особенно ценились шкуры не рождённых ягнят, так называемый "маточный пергамент ", который был особенно нежным.

Когда текст с листов смывался или соскоблился, то пергамент назывался "палимпсест ". Соскобленный текст часто содержал драгоценные записи античных авторов. Такой вид пергамента представляет большую историческую ценность, поскольку позволяет с помощью специальных ламп прочитать более древний текст. Изготовление пергамента и его история на прямую связаны с развитием исторических данных и их пополнением.

При изготовлении пергамента, выпускались три его вида: южно-европейский, центрально-европейский и византийский.

  • Южно-европейский (итальянский) мягко обрабатывается лишь с одной стороны, на которой наносится текст, другая сторона остаётся грубой.
  • Центрально-европейский (северный) обрабатывается с обеих сторон, но менее мягко, надписи производятся тоже на обеих сторонах.
  • Византийский пергамент дополнительно натирается яичным белком и больше полируется.

Учитывая тот факт, что изготовление пергамента и его история напрямую связаны с убийством животных, можно себе представить, сколько невинных овечек было выпотрошено для простых записей.

П ергамент – материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры.

При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.

Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго (197-159 до н. э.). По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. до н. э. вывоз папируса за пределы Египта, и Пергамской библиотеке, второй по величине библиотеке древнего мира пришлось развивать альтернативный вариант производства материала для письма и усовершенствовать древние способы обработки кожи.

Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. до н.э. временно захватил практически всю территорию Египта.

Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века.

Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их.

Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна.

Эти недостатки так и оставались до времени появления бумаги – пергамента постоянно не хватало ни в античном мире, ни в средневековье. В тоже время именно благодаря палимпсестам - рукописям на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста до нас дошли некоторые произведения античных авторов, которые с помощью технических средств можно прочесть под более поздними текстами.

В конце I в.н.э. появляются первые упоминания о пергаментных кодексах – фактически книгах, состоящих из страниц. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в.н.э.

В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов (оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т.п.).

К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов.

В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных.

Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.

Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название.

Кто и когда изобрел пергамент?

  1. Пергамент (нем. Pergament, от греч. #928;#941;#961;#947;#945;#956;#959;#957; Пергам, город в Малой Азии, где во II веке до н. э. широко применялся пергамент; в речи историков употребляется обычно написание пергамен, от лат. Pergamen) материал для письма из недублнной кожи животных (до изобретения бумаги) . Также древняя рукопись на таком материале.

    Происхождение

    По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она, под именем дифтер, рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

    По свидетельству Плиния во II в. до н. э. египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили е в оборот под именем derma, swmation, а позднее, по месту главного производства pergamhnh (у римлян membrana, с IV в. до н. э. pergamena). Иногда в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197-159 до н. э.) .

    Популярности пергамента способствовало то, что на нм (в отличие от папируса) есть возможность смыть текст, писанный растворимыми в воде чернилами (см. палимпсест) и нанести новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обоих сторон листа.

  2. считается, что в древнем Египте. Имя изобретателя до нас не дошло
  3. ПЕРГАМЕНТ
    Эта обработанная особым способом кожа до изобретения бумаги использовалась как писчий материал, а название свое она получила потому, что особо высокого качества этот материал изготавливали в городе Пергам, в Малой Азии (ныне это турецкий город Бергам) . Заимствовано это слово было в Петровскую эпоху из немецкого, где Pergament восходит к латинскому pergamentum, восходящего в свою очередь к греч. pergamenos от топонима Pergamos.

    Во II ст. до Р. X. появился новый материал для письма пергамент. Но это был совсем не тот пергамент, о каком имеем мы представление сегодня!
    Евмений II (197-159 гг. до Р. X.), властелин Пергама в Малой Азии, был прямо-таки помешан на книгах. Он основал библиотеку, которая в скором времени могла сравняться с гордостью египтян библиотекой в Александрии. Тогда властелин Египта издал запрет на экспорт папируса.
    Но в Пергаме нашли выход из положения: там стали писать на специально обработанной коже животных. Тонкая кожа и прежде употреблялась как материал для письма. На ней в основном писались документы, так как она была значительно прочнее папируса. Ремесленники Пергама знали способ выработки особенно тонкого и нежного писчего материала из бараньей и козьей кожи. За короткое время он получил широкое распространение под названием пергамент. Однако в новое время предпочтение отдавалось папирусу, поскольку он стоил дешевле пергамента.
    http://www.slovopedia.com/25/207/1651151.html
    ---
    Это материал, на котором писали книги и документы вплоть до конца XV века, когда пергамент был вытеснен бумагой.
    Название произошло от его греческого наименования - charta pergamena, т. е. пергамские листы.
    Дело в том, что основная масса пергамента завозилась в Грецию из малоазиатского города Пергама. В древнерусских памятниках за ним закрепилось название харатья (кожа) , а иногда и просто телятина (лучший пергамент изготовлялся из коровьих шкур) .
    Делали пергамент так. Сырую шкуру - козью, овечью или телячью - вымачивали в воде, чтобы она размякла. Потом соскабливали ножом мясо и вновь вымачивали, добавив золу. После этого шерсть снималась специальным скребком.
    Затем шкуру сушили, растянув на специальной раме, выглаживали, натирали мелом и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон.
    Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет. На таком пергаменте писали золотой пылью, растертой с водой и клеем. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился.
    Вначале из пергамента делали такие же свитки, как и из папируса. Но очень скоро заметили, что его можно складывать в тетради и из этих тетрадей сшивать книги. Так и появилась книга, сшитая из отдельных листов

  4. Несмотря на то что кожа животных использовалась людьми с незапамятных времн, широкое использование ее как материала для письма - относительно позднее изобретение. Самое раннее упоминание об использовании кожи для письма дошло до нас от Четвертой Египетской Династии фараонов и датируется 2750 годом до н. э. В те времена эта практика была ограничена для религиозных и сакральных целей (например, Книга Мертвых) . Пергамент стал широко использоваться как материал для письма во втором столетии до нашей эры. В те времена правителем города Пергама (сегодня западная Турция) был Евмений II (197-159 гг. до н. э.) . Евмений был мегаломаном и коллекционером книг. Именно из любви к книгам, как источнику знаний, он основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая уже через какие-то сто лет насчитывала в своих запасниках более 200,000 свитков. Библиотека уже в скором времени после ее основания могла сравниться с гордостью египтян - Александрийской библиотекой. И тогда, не долго думая, египетский фараон запретил экспорт папируса, который был в ту эпоху основным материалом для письма. Именно для нужд Пергамской библиотеки, пополнение которой было затруднено запретом на экспорт папируса, в 180 г. до н. э. было основано производство нового материала для письма, который должен был заменить дефицитный папирус. Ремесленники Пергама знали способ выработки особенно тонкого и нежного писчего материала из бараньей и козьей кожи. За короткое время он получил широкое распространение под названием "пергамен" или "пергамент" .

    Много веков пергамент служил основным материалом для письма. В наше время широкого использования разных сортов бумаги он остатся самым интересным по фактуре материалом и используется как писчий материал для особо ценных каллиграфических работ (напр. особых грамот, дипломов, генеалогических древ.

    Пергамент был прочнее, эластичнее и долговечнее папируса. На нем было легко и удобно писать, его можно было покрывать текстом с обеих сторон, а в случае необходимости - старый текст смыть и нанести новый.

    На Руси пергамент начали изготавливать в ХV веке, после чего он долгое время служил для написания государственных грамот, законов и особо ценных книг не только в России и Европе, но и в Малой Азии, Африке и других странах.

    Некоторая таинственность пергамента связана как с редкостью, так и с необычностью производства этого материала. Если производство бумаги исчисляется сотнями фабрик на одном континенте, то производство пергамента - единицами. В России по классической технологии пергамент выпускается лишь одной фабрикой. Технология производства пергамента не сильно изменилась за более чем две тысячи лет его широкого использования. И по-прежнему это очень трудоемкий и, следовательно, дорогостоящий процесс, который проделывается вручную.

Кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов . Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры , не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету, и предотвращал растекание туши. Для отбеливания пергамента в него втирали муку, белки или молоко.

Переработка

В период с VII по IX века множество пергаментных манускриптов были соскоблены и смыты, чтобы использовать их повторно, хотя первоначальный текст можно прочесть и сейчас. Переработанные пергаменты получили название палимпсест . С развитием процесса переработки и появлением более совершенных технологий скобления первоначальный текст пропал.

Виды

Милиора ди Курки в работе «История и технология изготовления пергамента» писала, что пергамент не всегда белый: «Ченнини , мастер XV века, даёт рецепты окраски пергамента в различные цвета, включая пурпурный , индиго , зелёный, красный и персиковый».

В раннем Средневековье, подражая византийским манускриптам, таким как Россанский и Синопский кодексы или Венский Генезис , для особо роскошных рукописей мастера, кроме белого, использовали цветной, чаще всего пурпурный пергамент, на котором писали серебром и золотом . Реже употреблялся жёлтый пергамент (лат. codex crocatus ; от crocus - шафран) или чёрный.

К таковым относится, например, «Серебряный кодекс » (лат. Codex argenteus ) - рукопись перевода Библии на готский язык , сделанного Вульфилой ; она писана на цветном пергаменте серебром и хранится в Швеции, в Уппсале . В Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, написанное золотом на фиолетовом пергаменте - по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры .

См. также

Напишите отзыв о статье "Пергамент"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. (Проверено 27 января 2011)

Отрывок, характеризующий Пергамент

– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.
Кутузов зачмокал губами и закачал головой, выслушав это дело.
– В печку… в огонь! И раз навсегда тебе говорю, голубчик, – сказал он, – все эти дела в огонь. Пуская косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя. Дрова рубят – щепки летят. – Он взглянул еще раз на бумагу. – О, аккуратность немецкая! – проговорил он, качая головой.

– Ну, теперь все, – сказал Кутузов, подписывая последнюю бумагу, и, тяжело поднявшись и расправляя складки своей белой пухлой шеи, с повеселевшим лицом направился к двери.
Попадья, с бросившеюся кровью в лицо, схватилась за блюдо, которое, несмотря на то, что она так долго приготовлялась, она все таки не успела подать вовремя. И с низким поклоном она поднесла его Кутузову.
Глаза Кутузова прищурились; он улыбнулся, взял рукой ее за подбородок и сказал:
– И красавица какая! Спасибо, голубушка!
Он достал из кармана шаровар несколько золотых и положил ей на блюдо.
– Ну что, как живешь? – сказал Кутузов, направляясь к отведенной для него комнате. Попадья, улыбаясь ямочками на румяном лице, прошла за ним в горницу. Адъютант вышел к князю Андрею на крыльцо и приглашал его завтракать; через полчаса князя Андрея позвали опять к Кутузову. Кутузов лежал на кресле в том же расстегнутом сюртуке. Он держал в руке французскую книгу и при входе князя Андрея, заложив ее ножом, свернул. Это был «Les chevaliers du Cygne», сочинение madame de Genlis [«Рыцари Лебедя», мадам де Жанлис], как увидал князь Андрей по обертке.
– Ну садись, садись тут, поговорим, – сказал Кутузов. – Грустно, очень грустно. Но помни, дружок, что я тебе отец, другой отец… – Князь Андрей рассказал Кутузову все, что он знал о кончине своего отца, и о том, что он видел в Лысых Горах, проезжая через них.
– До чего… до чего довели! – проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, очевидно, ясно представив себе, из рассказа князя Андрея, положение, в котором находилась Россия. – Дай срок, дай срок, – прибавил он с злобным выражением лица и, очевидно, не желая продолжать этого волновавшего его разговора, сказал: – Я тебя вызвал, чтоб оставить при себе.
– Благодарю вашу светлость, – отвечал князь Андрей, – но я боюсь, что не гожусь больше для штабов, – сказал он с улыбкой, которую Кутузов заметил. Кутузов вопросительно посмотрел на него. – А главное, – прибавил князь Андрей, – я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жалко было оставить полк. Ежели я отказываюсь от чести быть при вас, то поверьте…
Умное, доброе и вместе с тем тонко насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он перебил Болконского:
– Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда много, а людей нет. Не такие бы полки были, если бы все советчики служили там в полках, как ты. Я тебя с Аустерлица помню… Помню, помню, с знаменем помню, – сказал Кутузов, и радостная краска бросилась в лицо князя Андрея при этом воспоминании. Кутузов притянул его за руку, подставляя ему щеку, и опять князь Андрей на глазах старика увидал слезы. Хотя князь Андрей и знал, что Кутузов был слаб на слезы и что он теперь особенно ласкает его и жалеет вследствие желания выказать сочувствие к его потере, но князю Андрею и радостно и лестно было это воспоминание об Аустерлице.
– Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – это дорога чести. – Он помолчал. – Я жалел о тебе в Букареште: мне послать надо было. – И, переменив разговор, Кутузов начал говорить о турецкой войне и заключенном мире. – Да, немало упрекали меня, – сказал Кутузов, – и за войну и за мир… а все пришло вовремя. Tout vient a point a celui qui sait attendre. [Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.] A и там советчиков не меньше было, чем здесь… – продолжал он, возвращаясь к советчикам, которые, видимо, занимали его. – Ох, советчики, советчики! – сказал он. Если бы всех слушать, мы бы там, в Турции, и мира не заключили, да и войны бы не кончили. Всё поскорее, а скорое на долгое выходит. Если бы Каменский не умер, он бы пропал. Он с тридцатью тысячами штурмовал крепости. Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время. Каменский на Рущук солдат послал, а я их одних (терпение и время) посылал и взял больше крепостей, чем Каменский, и лошадиное мясо турок есть заставил. – Он покачал головой. – И французы тоже будут! Верь моему слову, – воодушевляясь, проговорил Кутузов, ударяя себя в грудь, – будут у меня лошадиное мясо есть! – И опять глаза его залоснились слезами.

В этой статье вы узнаете много нового об истории создания пергамента и первых книг. Кто, где и когда придумал пергамент? Чем это было обусловлено? Об этом и многом другом в нашей статье.

По началу в качестве первых книг выступали мокрые , на которых текст . Около 3000 г. до н.э. и примерно к 500 г. до н.э. большинство людей в Западной Азии и Средиземноморье использовали папирус для письма. Однако, они не могли производить папирус самостоятельно, так как папирусный тростник не произрастал в их странах, поэтому им приходилось покупать его у египтян. При этом папирус оказывался очень дорогим. Для обычных писем — списки продуктов, квитанции — люди использовали сломанные куски керамики, деревянные или восковые таблички, так как это было дешевле.

Примерно около 150 г. до н.э. фараон Птолемей V из Египта отказывается продавать папирус королю Эвмену II (в Западной Азии), потому что Птолемей опасался, что библиотека Эвмена станет такой же великой, как и его собственная. Это вынудило Эвмен разработать технологию изготовления книг из пергамента.

Пергамент производился из шкур животных. Обычно для производства пергамента использовались шкуры овец или коров, потому что эти животные были довольно распространены в Западной Азии и Европе. Обработка шкур проходила по следующему сценарию: бралась кожа; с кожи соскабливались все наружные волосы и вес жир изнутри; затем кожу пропитывали мелованной водой (или использовали вместо мела муку с солью), чтобы поверхность для записи была гладкой; в конце кожу пропитывали танином из дубового ореха, чтобы сохранить её свойства. Именно поэтому слово пергамент происходит из царства Эвмена, а именно от названия города Пергама (греч. Пергамон).

Древний пергамент

Писари Западной Азии обнаружили, что пергамент плохо подходит для производства свитков, в отличие от папируса. Листы папируса вы можете склеивать между собой и получать настолько длинное полотно, насколько хотите, а затем свернуть его в свиток. Пергамент же, произведённый из кожи, плохо соединялся друг с другом, а его размер было трудно регулировать, поэтому вместо свитков к 50 г. н.э. люди изобрели книги. Позже оказалось, что книги имеют намного больше преимуществ в сравнении со свитками, так как вы можете удобно двигаться назад и вперёд в ходе чтения, перелистывая страницы, а также отмечать место последнего чтения закладкой. Изобретение книг позволило сделать научные исследования ещё проще!

Но были у пергамента и минусы. Пергамент был дороже папируса, поэтому папирус продолжал использовать вплоть до падения Западной Римской Империи около 400 года н.э. После падения Рима торговые связи Европы и Египта оборвались, и пергамент стал использоваться чаще папируса, но при этом европейцы в целом перестали так много писать как раньше, так как стоимость пергамента делала его менее доступным для большинства людей.

Примерно к 800-му году египтяне перестают использовать папирус, так как к ним пришло китайское , которая оказалась намного дешевле. Но европейцы так и оставались со своим пергаментом, либо приобретали его по сверхвысоким ценам бумагу у торговцев Шёлкового пути и старались писать как можно меньше.

К 1200 году европейцы осваивают производство бумаги, а итальянцы сумели удешевить её производство и заполнить все европейские рынки своей бумагой. Пергамент постепенно выходил из обращения и оставшиеся 200 лет своего существования использовался при написании дипломов, либо писем между королями.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!